Изучаем русскую стихотворную пародию второй половины XIX века
Цели урока: дать представление о пародии как комическом образе художественного произведения; показать роль пародии в литературной борьбе второй половины XIX века.
Оборудование: Словарь литературоведческих терминов; компьютерная распечатка: 1) стихотворения И. И. Дмитриева «Репейник и фиалка» и пародии А. С Пушкина и Н. М. Языкова на это стихотворение; 2) стихотворения К. К. Случевского «На кладбище» и пародии Н. Л. Лотмана на это стихотворение.
Предварительное индивидуальное домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве К. К. Случевского.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Вторая половина XIX века в русской литературе — время господства прозы. Однако поэзия тоже не перестает развиваться: в ее глубинах идут процессы, которые на рубеже веков приведут к невиданному поэтическому «взрыву» Серебряного века. В это время творят такие поэты, как Фет, Тютчев, Некрасов, А. К. Толстой. Со многими из них вы уже знакомы.
Сегодня же мы поговорим о поэзии второй половины XIX века в несколько ином аспекте. Впрочем, давайте для начала отгадаем его, решив кроссворд с названиями поэтических жанров.
По горизонтали:
1. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для исполнения под музыкальный аккомпанемент.
2. В современном понимании — вид комического, беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство. В XVIII веке так назывался жанр лирики — стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества.
3. Короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо.
4. Обычное лирическое произведение.
5. Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.
6. Торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события.
7. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
По вертикали мы с вами получили название жанра, об особенностях которого и будем говорить сегодня, — Пародия. Давайте откроем словарь литературоведческих терминов и выясним определение этого понятия.
Пародия — вышучивание или осмеяние отдельного художественного произведения или явления литературы, творчества писателя; «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеяв.
Обратите внимание на два стихотворения, которые лежат у вас на парте. Прочитаем их вслух.
И. И. Дмитриев
Репейник и Фиалка
Между репейником и Розовым кустом Фиалочка себя от зависти скрывала; Безвестною была, но горестей не знала. Тот счастлив, кто своим доволен уголком.
А. С. Пушкин, Н. М. Языков
Закон природы
Фиалка в воздухе свой аромат лила, А волк злодействовал в пасущемся народе; Он кровожаден был, фиалочка мила: Всяк следует своей природе.
— Угадали ли вы, какое из них пародия, а какое — оригинал? Почему вы так решили?
Во втором стихотворении мы чувствуем авторскую насмешку, издевку. Пушкин и Языков действительно написали свое четверостишие специально для того, чтобы высмеять дмитриевское. «Репейник и Фиалка» — стихотворение из книги «Апологи в четверостишиях», которая целиком выдержана в назидательном тоне; «Закон природы» высмеивает стиль всей книги и ее дидактичность в особенности.
Уже из этого примера можно видеть, что для более глубокого понимания пародии нужно быть знакомым с оригиналом. Он составляет скрытый за первым, буквальным и явным планом пародии внутренний план, план объекта, то есть того произведения , который высмеивается. Но узнать или угадать его — это еще полдела.
Самое главное в пародии — соотношение первого и второго планов, пародии и объекта. Увидеть это соотношение — значит прочесть главный смысл пародии, понять то, что пародист хотел поведать читателям. Обратимся к нашему примеру. Своим четверостишием Дмитриев утверждал: хорошо жить в тиши, безвестности и покое, избежать крайностей, как Фиалочка, скромно притаившаяся между Розовым кустом и Репейником.
Пушкин и Языков довели противопоставление до абсурда: вместо непокорного Репейника, противопоставленного Фиалочке, у них появляется уже даже не растение, а животное — волк. Между волком и фиалкой нет ничего общего, и подчеркивание различий между ними выглядит комически нелепо. Фиалочка, проводящая жизнь так же скромно и безвестно, как в первом стихотворении, уже не вызывает сочувствия. Она выглядит у пародистов уклоняющейся не то чтобы от борьбы со злом , но от знания об этом зле, предоставляя ему спокойно «злодействовать в пасущемся народе».
А если еще точнее, то объектом высмеивания становится не фиалочка, а тот человек, который признает правильность такого устройства мира.
Как видим, пародия может становиться действенным и остроумным средством литературной борьбы. Во второй половине XIX века это ее качество было использовано сотрудниками «Искры» для высмеивания поэтов, уходящих от тенденций, от «вопросов», от «направлений». Наиболее заметными пародистами этого времени были Д. Минаев, В. Курочкин, Н. Добролюбов.
Одним из излюбленных объектов для пародий часто выступала непривычная для современников поэзия Константина Случевского.
Практический блок
1. Проверка предварительного индивидуального домашнего задания.
2. Слово учителя
Стихи Случевского были встречены пародиями, прежде всего со стороны поэтов «Искры» — еженедельного сатирического журнала. С одной стороны, «Искра» решительно не принимала поэзии, уходящей от насущных проблем современности; с другой стороны, пародии Д. Минаева и Н. Лотмана отрицали саму поэтику Случевского — непривычная для слуха читателей смелость, даже дерзость поэта вызывала раздражение, но при этом была замечена пародистами безошибочно.
Излюбленным приемом пародистов «Искры» было остранение метафоры: поэтический троп проверялся прозаическим здравым смыслом. Такой прием позволяет высмеять в принципе любое стихотворение любого поэта, так как поэтическая метафора несомненно окажется бессмыслицей при подобном ее рассмотрении. «Искра» искала в стихах Случевского здравый смысл и не находила его.
3. Сравнительный анализ стихотворения К. Случевского «На кладбище» и пародии Н. Л. Лотмана на это стихотворение.
— Познакомимся с текстами стихотворений .
К. К. Случевский
На кладбище
Я лежу себе на гробовой плите, Я смотрю, как ходят тучи в высоте, Как под ними быстро ласточки летят И на солнце ярко крыльями блестят. Я смотрю, как в ясном небе надо мной Обнимается зеленый клен с сосной, Как рисуется по дымке облаков Подвижной узор причудливых листов. Я смотрю, как тени длинные растут, Как по небу тихо сумерки плывут, Как летают, лбами стукаясь, жуки, Расставляют в листьях сети пауки…
Н. Л. Лотман
На кладбище
Я взобрался на могильную плиту И внимательно смотрел, как на лету Два тяжелые, кургузые жука Колошматили друг друга под бока, Как в объятиях березу дуб сжимал, Как под деревом опенок вырастал, Как паук, среди своих дневных хлопот, Фантастический выплясывал матлот. Так на кладбище за жизнью я следил, И Случевский мне на память приходил: Вспомнил я, как он на кладбище лежал, Как под ним мертвец о камень лбом стучал, Как мертвец Случевского просил, Чтобы тот его на время хоть сменил… По закону же содружества идей Вспомнил случай я другой, еще страшней: Вспомнил нищего, разрушенный гранит, И восставшего из гроба страшный вид, Ветра свист, луны дрожащий свет, Мертвеца протест и нищего ответ…
И невольный трепет в сердце проникал, Но по-прежнему на камне я лежал, И по-прежнему сшибалися жуки, Отличалися в матлоте пауки, Все с березами амурились дубы, Все росли еще под деревом грибы.
— Какова тема стихотворения — объекта пародии?
— Что именно пародируется?
— Какие особенности поэтики Случевского вы заметили? Чего в ней не принимает пародист?
— Какие оригинальные метафоры из стихотворения Случевского обессмысливаются при проверке здравым смыслом в пародии?
Домашнее задание. Письменно сравнить одну из пародий Дмитрия Минаева на стихотворения Афанасия Фета с оригиналом.
Изучаем русскую стихотворную пародию второй половины XIX века