Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах
У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: «Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку.
Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек».
Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. Обидно только, педагогически нецелесообразно, что в программе по литературе, даже в разделе, посвященном внеклассному чтению, мало Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть своего права выбора автора, произведения, методики его изучения и так далее, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определенных результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев, с легкой руки самого писателя прозванных «чудиками» или «странными людьми», а через это повлиять на их нравственный мир.
Деятельность учащихся, направленная на изучение творчества В. Шукшина начиная с 5-го класса, путем постоянного усложнения литературных и литературоведческих знаний, формирование умений и навыков, сначала простейших, потом более сложных, использование разнообразных методических приемов, выявление главного в изучаемом — такова основа развивающего обучения при изучении творчества данного писателя. Например, работая над произведениями Шукшина, мы можем использовать различные виды анализов художественного произведения в зависимости от возраста учащихся.
1. Формальный: композиция .
2. Проблемный: стиль , тема проблемы, идея .
3. Концептуальный: «оправдание» финала или его отсутствия, стиля, жанра .
По классам это выглядит так:
Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах