Как подружить существительное с числительным
Как «подружить» существительные с числительными?
Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают Дети с общим недоразвитием речи , эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т. е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.
Мы хотим предложить педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений познакомиться с занятиями, цель которых — помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным. Примерный ход занятия таков.
1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место. — Кого много живет в доме? — Чего много в большом доме? — Кого много в зоопарке? — Кого много в море? — Чего много в море? — Чего много летом на деревьях? — Кого много в конюшне? — Кого много в курятнике? — Чего много в лесу? — Чего много у тебя на голове? Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением.
2. Введение в тему занятия. Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?».
Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся. Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков , а другому — девочек, кукол.
3. Считаем по-другому! На столе у логопеда стоят матрешки . Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? Кто еще хочет посчитать? А теперь закройте глаза. Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? .
Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду . Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.
4. Физкультминутка. Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т. д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами .
Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры. Логопед. Мы подпрыгнем столько раз, Сколько бабочек у нас. Мы нагнемся столько раз, Сколько зайчиков у нас. Мы присядем столько раз, Сколько зонтиков у нас. Топнем ножкой столько раз, Сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз, Сколько шариков у нас. Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.
5. Знакомимся с числительным «один». Логопед показывает детям огурец, морковь, яблоко . Логопед. Сколько у меня оурцов? Сколько морковок? Сколько яблок? Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно.
6. Рассматриваем картинку. Логопед. Кто изображен на этой картинке?
Верно, петух. Про что у петуха можно сказать «одна»? Про что можно сказать «два»? Про что можно сказать «один»? Про что можно сказать «две»? А чего у петуха много?
7. Чего не хватает? Логопед. Посмотрим на картинки и скажем, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных. Чего не хватает у кошки? Чего не хватает у барана? Чего не хватает у лисенка? Чего не хватает у волка? Чего не хватает у осла?
8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить. Детям предлагают картинку — дорожный пейзаж средней полосы России. В нижней части картинки — прорези, в которые вставляются дома, деревья, машины. Логопед .
Что мы видим вдоль дороги? Сосчитай дома… деревья… машины. Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно! Дети. Один Дом, два дома и т. д. {н еменее 5).
Одна машина, две машины и т. д. Одно дерево, два дерева… Чтобы охватить больше детей, можно предложить продолжать счет, например: «Маша, посчитай, сколько домов стоит вдоль дороги. Саша, продолжай считать дома. Дети, слушайте внимательно: правильно они считают?» Если ребенок допускает ошибки в согласовании, логопед обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно?
Можно предложить одним детям вставлять в прорези дома, машины, деревья, а другим их сосчитать. Детей все время вызывают к доске, не давая им засиживаться и отвлекаться.
9. Что на картинке? У каждого ребенка на подносе на краю стола лежат картинки изображением вниз . Логопед.
Переверните картинки, посмотрите и ответьте на вопрос, что лежит у вас на подносах, полным предложением. Можно предложить детям самим вставлять картинки в прорези.
10. Пишем телеграммы! Логопед. Посмотрите, кто к нам пришел. Правильно! Буратино принес телеграммы. Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали!
Давайте вспомним, как нужно сказать правильно. Логопед дает модель: «Вышлите две посылки». Дети берут телеграммы и по одному читают тексты, а остальные помогают правильно составить телеграммы.
Тексты для телеграмм могут быть такими. Прислать, книга, 5. Мама, купить, шуба, 2. Приехать, папа, через, день, 6. Мурка, 3, родить, котята. У, 3, река, дерево. Лодка, в, весло, 2.
11. Поиграем напоследок? Закончить занятие можно подвижной игрой «Мы делили апельсин». Дети становятся в круг. Логопед надевает на голову водящего шапочку «волка». Дети хором повторяют за логопедом стихи.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька — для ежа. Эта долька — для чижа.
Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайся кто куда!
Дети разбегаются. Тот, кого «волк» догонит и осалит, становится водящим. Игра повторяется два-три раза.
Как подружить существительное с числительным