Как работать со стихотворной пародией
При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями «некрасовского» направления для борьбы с поэтами «чистого искусства». Одним из самых остроумных пародистов своего времени был Дмитрий Минаев , названный «королем рифмы». Его можно было бы назвать и королем эпиграммы или каламбура. Минаев брал под обстрел и идейные тенденции, и эстетические принципы, и литературную манеру своих противников.
Предлагаем несколько вариантов работы с пародиями Минаева на произведения Фета.
1-й вариант
Как известно, больше всего досталось от пародистов стихотворению «Шепот, робкое дыханье…», которое «вызвало неописуемую читательскую и критическую бурю» .
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
1850
Д. Д. Минаев написал две пародии на это стихотворение.
Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семена Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!..
Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, полыханье Веющих знамен. Амуниция в порядке, Отблеск серебра, — И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!..
Как вы относитесь к этим пародиям? Какое впечатление они произвели на вас? Чем, на ваш взгляд, было вызвано такое издевательское отношение к одному из лучших стихотворений А. Фета?
Насколько мастерски сумел пародист сымитировать поэтическую манеру Фета? Попробуйте сами написать пародийное стихотворение, передав особенности стиля Фета. Как вы определите жанр стихотворения, написанного неизвестным автором — современником Фета: как пародию или пародийный перифраз?
Как отразилась эпоха в этом произведении?
Для справки:
Пародия : 1) жанр сатирической литературы — имитация, утрировка, карикатурное подчеркивание особенностей индивидуальной манеры, стиля писателя; 2) подражание, искажающее образец.
Перифраз : стилистический прием — замена слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета .
Пародийный перифраз — использование формы популярного литературного произведения с резко противоположным содержанием .
Шепот, грозное бряцанье Сабель, звуки шпор, Обыск, тягость ожиданья, Тихий разговор; Свет ночной — поодаль тени Матери, отца — Смена быстрых выражений Бледного лица; В вечность канувшие грезы, Бед в грядущем тьма, И прощания, и слезы, И тюрьма, тюрьма!..
2-й вариант
Сравните стихотворения Фета и пародии на них Минаева. Как пародист передает авторскую манеру Фета?
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
Тихая звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую звездную ночь.
Друг мой! в сиянье ночном Как мне печаль превозмочь?.. Ты же светла, как любовь, В тихую, звездную ночь.
Друг мой, я звезды люблю — И от печали не прочь… Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь.
Чудная картина! Грезы всюду льнут: Грезит кустик тмина, Грезит сонный пруд, Грезит георгина, Даже, как поэт, Грезит у камина Афанасий Фет. Грезит он, что в руки Звук поймал, — и вот Он верхом на звуке В воздухе плывет.
Птицы ж щебетали: — Спой-ка нам куплет О «звенящей дали», Афанасий Фет.
Тихая звездная ночь. Друг мой, чего я хочу? Сладки в сметане грибы В тихую звездную ночь.
Друг мой, тебя я люблю, Чем же мне горю помочь? Будем играть в дурачка В тихую звездную ночь.
Друг мой! Умен я всегда, Днем я — от смысла не прочь. Лезет в меня ерунда В теплую звездную ночь.
3-й вариант
1. Сравните два стихотворения. Докажите, что одно из них является оригиналом , а другое — пародией. 2. Почему именно на стихи Фета так часто «покушались» пародисты?
Тихий вечер навевает Грезы наяву, Соловей не умолкает… Вот чем я живу. Месяц льет потоки света… Сел я на траву, — Огоньки сверкают где-то…
Вот чем я живу. В летний день, в затишье сада, Милую зову, Поджидаю в поле стадо… Вот чем я живу.
Тихо вечер догорает, Горы золотя; Знойный воздух холодает, — Спи, мое дитя.
Соловьи давно запели, Сумрак возвестя; Струны робко зазвенели, — Спи, мое дитя.
Смотрят ангельские очи, Трепетно светя; Так легко дыханье ночи, — Спи, мое дитя.
Урок в 11-м классе о творчестве О. Э. Мандельштама начинаем с разговора о незнакомом стихотворении и просим учеников поделиться впечатлениями об особенностях художественного мира автора.
Я родился на ионийском бреге И эолийским шорохам внимал, Я упражнялся в марафонском беге И под истмийской кровлей отдыхал. Еще в дорийской я мечтал отчизне Сразить лабиринтийского быка, Чтоб на заре какой-то новой жизни Академийского вкусить пайка.
Учащиеся говорят о сложности этого произведения, об изобилии непонятных слов, об интересе поэта к миру античности. Выражения «лабиринтийский бык» и «марафонский» понятны ребятам. Разбираемся в том, что обозначают слова «ионийский», «дорийский», «эолийский» ; «истмийский» .
Кроме этого, ученики замечают активную позицию лирического героя , комфортно ощущающего себя в любом времени, в любой эпохе. Правда, настораживает учеников слово «паек», о котором они говорят, что оно «слишком приземленное, обыденное» и «лишнее» среди высокой лексики стихотворения .
Вот тогда и можно сказать ученикам о том, что это стихотворение — пародия на лирику Мандельштама. После этого начинаем серьезный разговор о его творчестве и трагической судьбе.
Людмила ЗОЛОТОРЕВА
В десятом классе мы обращаемся к пародии при изучении поэзии Афанасия Фета. В данном случае использование пародий на конкретное стихотворение помогает нам лучше увидеть особенности исходного текста — стихотворения «Шепот, робкое дыханье…».
После чтения стихотворения говорим учащимся о том, что оно вызвало очень бурную реакцию современников и стало в представлении читателей и критиков самым «фетовским» стихотворением, своего рода «визитной карточкой» поэта. При этом восприятие его было весьма неодинаковым и не всегда одобрительным. Появилось множество пародий.
Познакомим учащихся с тремя из них .
Вечер. В комнате уютной Кроткий полусвет. И она, мой гость минутный…
Ласки и привет; Абрис миленькой головки, Страстных взоров блеск, Распускаемой шнуровки Судорожный треск… Сладострастные объятья, Поцелуй немой, — И стоящий над кроватью Месяц золотой…
Звуки музыки и трели, — Трели соловья, И под липами густыми И она, и я. И она, и я, и трели, Небо и луна, Трели, и она, и небо, Небо и она.
Предложим ученикам подумать над вопросами: Что видел в стихотворении Фета каждый из пародистов? Что осуждал? Чего они не заметили, что «передернули», исказили?
Все пародии вызывают живую реакцию и смех учеников. Они кажутся им смешными, узнаваемыми, удачно копирующими характерные черты формы стихотворения Фета, однако несправедливыми по сути.
Гораций и Фет. Карикатура Н. А. Степанова. 1857 г.
Десятиклассники говорят о том, что Н. А. Добролюбов увидел в стихотворении Фета лишь его чувственное содержание и, как они выражаются, «опошлил» его. В самом же Фете, по мнению учеников, нет пошлости, хотя он очевидно эротичен во многих своих стихотворениях. Но эта эротика высокая, чаще всего находящая выражение в слиянии человеческого существования с жизнью природы.
Фет создает в своих стихах одновременно чувственную и романтическую атмосферу, в которой земное и небесное едины, а бытовая деталь как таковая если и может присутствовать, то становится «облагороженной» .
Николай Вормс интерпретирует стихотворение Фета как текст, лишенный смысла. Его пародия — образец бессмыслицы. Пародист использует излюбленные Фетом приемы повторов и вариаций, ключевые для поэта слова , которые от повторения в разных сочетаниях и без всякой организующей идеи становятся набором штампов.
Однако перечисление слов в стихотворении Фета отнюдь не бессмысленно. Стихотворение представляет собой одно назывное предложение, но в нем есть движение нарастающего света и нарастающего чувства: от ночи — к утру, от робкого зарождения любви — с порыву страсти. Эти две линии — жизни природы и жизни сердца — сливаются в конце в восклицании: «И заря, заря!»
И, наконец, пародия Минаева явно рождена несогласием пародиста с общественной и эстетической позицией Фета, поэта «чистого искусства», равнодушного к общественным проблемам и как бы не замечающего «некрасивых», несправедливых сторон действительности, которые не проникают в его поэзию. Это и насмешка над Фетом — помещиком, автором очерков, обличавших пореформенные порядки на селе с позиций землевладельца.
После этого рассмотрим внимательнее исходный текст, опираясь на следующие вопросы, если они уже не были разрешены в процессе обсуждения пародий.
— Какое чувство передает читателю это стихотворение?
— В чем необычность его синтаксиса?
— Есть ли в нем действие?
— Некоторые критики говорили, что его можно читать задом наперед, от конца к началу. Так ли это? Есть ли логическая связь между картинами?
— Как переданы изменения в природе и в душе человека? Отношения между влюбленными?
— Какое содержание доносит это стихотворение?
Пародийный текст может использоваться на уроке и как средство контроля, когда учащимся необходимо определить, чей стиль пародируется, и достаточно аргументированно мотивировать свой выбор.
Например, в контрольной работе, подводящей итог изучению трех направлений русского модернизма в одиннадцатом классе, мы использовали стихотворение Владимира Соловьева из его пародий на стихи русских символистов.
Горизонты вертикальные В шоколадных небесах, Как мечты полузеркальные В лавровишневых лесах. Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас, И стоит меня не слышащий Гиацинтовый пегас. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах.
Текст сопровождался вопросами: Пародией на стихи какого направления является это стихотворение? Почему вы так думаете? Какие черты пародируются?
Учащиеся должны были увидеть ключевые для символистов образы «мечты», «небес», «сумрака»; непонятность, бессмысленность текста, рождаемую употреблением неизвестных «непосвященным» и не сочетающихся друг с другом слов , обилием оксюморонов, придающих ему парадоксальность; его недоступность однозначному толкованию, нарочитую затемненность и зашифрованность.
Старшеклассники могут и сами создавать пародии или тексты-стилизации при завершении изучения той или иной темы. Контрольной предшествовал театрализованный урок-диспут, на котором учащиеся, разделенные на три группы, должны были доказать превосходство одного из основных направлений модернизма. В конце урока они получили задание за десять минут сочинить стихотворение о бабочке в духе «своего» направления.
Вот что написали, например, «символисты».
Ты раскрылась безмолвной весной, И, влетая в туннель ночи, Ты увидела пламя свечи. Вдруг загадочной красотой Погасила крылом кумачи, Взглядом крикнула тихо: «Молчи!», Обратившись навеки свечой. Слезы капали воском: «Кричи!»…
За исключением неудачного употребления двух слов, стилистически неуместных в символистском тексте, это стихотворение кажется нам вполне удачной стилизацией.
Таким образом, стилизация и пародия на разных этапах изучения произведения помогают сконцентрировать внимание учащихся на самых существенных характерных его чертах.
Инна ШОЛПО
Людмила Золоторева, Учитель русского языка и литературы лицея ; Инна Шолпо, Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель литературы, Санкт-Петербург
Как работать со стихотворной пародией