• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Искусство создания характера

 

Искусство создания характера

Лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын — писатель-гуманист, человек необыкновенной судьбы: неоднократно был репрессирован, прошел через предательства друзей, перенес смертельную болезнь. Огромная сила воли, мужество этого человека-праведника помогли ему в самых трудных обстоятельствах. Смысл своей жизни он находил в моральной чистоте, в любви к людям, в борьбе художественного слова и лжи, лицемерия, насилия. В современной литературе его произведения занимают особое место.

В них автор приоткрывает «железный занавес», рассказывая правду о периоде сталинских репрессий в стране. Одним из таких произведений является повесть «Один день Ивана Денисовича», написанная в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. Первоначально повесть должна была называться «Щ-854 «. Впервые напечатана она была в тысяча девятьсот втором в журнале А. Твардовского «Новый мир» и сразу же вызвала вокруг себя острую полемику со стороны писателей со сходной лагерной судьбой.

В «Одном дне Ивана Денисовича» показаны заключенные одного из многочисленных лагерей. Задумаемся на миг: Солженицын, не ища потрясающего сюжета, рассказывает о лагере, как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою языковую особенность, свою устоявшуюся дисциплину: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем — молотком об рельс у штабного барака»; «в лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто и к куму ходит стучать»; «если каждый из бригады хоть по чутку палочек принесет, в бараке теплей будет»; «Денисыч! Там…. Десять суток дай!

Это, значит, ножичек дай им складной, маленький». Машина лагеря заведена, работает в заданном режиме, к секретам ее функционирования привыкли все: и лагерные работники, и пристроившиеся «потеплее» ловкачи, и подлецы, и сама охрана. Выжить здесь — значит «забыть» о том, что сам лагерь — это катастрофа, это провал. В повести Солженицын исследует проблему человек и государство, художественными средствами раскрывает пагубное влияние тоталитарного режима на человека.

И что самое важное, четко выделенное Солженицыным, что репрессии обрушились в нашей стране не только на руководящий состав и интеллигенцию. Пострадал весь народ, а рядовые труженики — больше других. Это видно уже на примере взаимоотношений героя повести — Шухова с Цезарем Марковичем, исповеди бригадира Гюрина.

Не случайно и композиционное построение повести. Солженицын рассказывает только об одном дне из лагерной жизни Шухова: от подъема до отбоя. «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днем. Конечно, можно описывать все десять лет, а можно описать только один день среднего неприметного ничем человека с утра до вечера. И будет все».

Так оно и оказалось. В небольшой повести собраны воедино и глубокие, яркие, неповторимые характеры, и страшная правда о трагедии двадцатого века, и вера в лучшую жизнь и, созидание. Пешкой во всей этой «игре» становится бывший колхозник и фронтовик Шухов, в котором мы узнаем самого автора.

Уже первые мгновения жизни Ивана Денисовича на лазах, а вернее в сознании читателя-соучастника говорят об умной независимости героя, умном покорстве судьбе и о непрерывном созидании особого пространства. «Раствор! Шлакоблок! Раствор! Шлакоблок!…

Шухов, хоть там его сейчас конвой псами травили, отбежал по площадке назад, глянул. Ничего…. Эх, глаз-ватерпас! Ровно!

Еще ручка не старится»; «… и бригадир велел — раствору не жалеть, … но так устроен Шухов по-дурацкому, и никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули», поэтому и ложет раствор тонко. «Заранее глазом мерит Шухов, какой ему кирпич на стык. … Сейчас, как все за быстротой погнались, Шухов уж не гонит, а стену доглядывает». Особенно привлекают читателя его движения в процессе труда. «Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошел по ним сперва первый жарок, … но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше», «кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.

Шухову надо не отстать от той пары, он сейчас и брата родного по трапу с носилками загонял бы». «Молоток у Шухова забрали, шнур отвязали», все убежали в обогревалку, а Шухов все работу не может закончит, не привык на середине дела бросать. «Смеется бригадир: — Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет! Смеется и Шухов».

Да, он не умеет останавливаться, не доведя до конца начатого дела. Солженицын вместе с Шуховым ищет смысл жизни, смысл настоящего человеческого счастья. Главное для героя не потерять человеческое достоинство, найти свое счастье в умении преодолевать трудности в борьбе за жизнь и в лагерных условиях стремится сохранить свое лицо. В этом и состоит суть авторской позиции.

Это видно из описания хода работы в машинном зале ТЭЦ. Несмотря на болезнь, мороз, плохую одежду, голод, он работает так, как привык трудиться всегда: честно, аккуратно, бережливо относиться к строительному материалу, заражая своим задором, сноровкой напарников. Особенно это проявляется во время кладки шлакоблоков на втором этаже стены.

Суть его отношений с однобригадниками определяет сострадание: сочувствие Алешке-баптисту, «придурку» Цезарю, эстонцам, лишенным своей родины. В лагере у Шухова нет времени для праздных воспоминаний. Его взгляд устремлен в будущее.

Шухов живет надеждой вернуться в деревню. Руки его, грубевшие на общих работах, соскучились по свободному труду, по дедовским промыслам. Но в то же время Шухов понимает, что безжалостная тоталитарная система вряд ли отпустит его на волю и оставит в покое, но он все-таки надеется. Герой постепенно поднимается с земли, вырастает нравственно, непрерывно создавая свой невидимый всем праведнический строй души. И вместе с героем преображается вся сто четвертая бригада, сцена кладки является прямым подтверждением этому.

Главной особенностью повести и новизной ее повествования стал своеобразный язык. Он вобрал в себя несколько речевых пластов: от черно-блатной лексики до просторечных словоупотреблений «загнуть», «матернуть», «вкалывать» и изречений из словаря В. Даля , которые не знала русская проза шестидесятых годов. Повесть Солженицына и в языковом плане, прежде всего в плане возрождения сказа, отказа от всякого рода казенных «речезаменителей», предваряла будущие успехи «деревенской» прозы. Искусство автора проявилось, прежде всего, в создании характера героя Шухова и одного дня, проведенного им в лагере, Солженицын помогает нам понять силу и мужество не сломленного духом русского человека, его натуру, умение выстоять в тяжелых условиях и «не озвереть». Ярко описав жизнь этого человека, автор показал нам великую христианскую правду, рассказал о неисчерпаемых духовных ценностях, таящихся в народе .

Оценки повести — дебюта Солженицына в целом определялись ее актуальностью в утверждении идей «оттепели», полезностью в критике культа личности. Только немногие заметили в ней праведническую точку зрения в Иване Денисовиче, баптисте Алеше, праведных не на словах, а на деле. Значение книги огромно. Искусство автора в изображении характера героя и его мастерство в изображении характера и его мастерство в изображении жизни сделали повесть не просто символом целой эпохи. «Один день Ивана Денисовича» — это книга поколений, книга жизненной и художественной правды.

Автор сумел в жанре короткого рассказа представить большую и трудную лагерную жизнь заключенных, показать разнообразие человеческих характеров в необычной обстановке, привлечь внимание читателя к страданиям людей, убедить его в том, как необходимо сегодня знать историю прошлого своего народа, чтобы не повторить тех ужасов, которые ему пришлось испытать.



Искусство создания характера

Другие сочинения по теме:

  1. Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  2. Принципы создания характера главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» А. С. Пушкин — самое значимое имя в истории русской литературы. Этот человек был гением, наделенным чувством рифмы от Бога....
  3. Образ главного героя в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем...
  4. Творить искусство может лишь избранник, любить искусство — каждый человек Искусство — важная часть нашей жизни. Человеческая природа, внутренний мир людей устроены так, что им необходимо воплощать свои чувства, эмоции,...
  5. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного — от подъема до...
  6. Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них — Иван Шухов, уже немолодой боец...
  7. Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в одном из произведений Солженицына Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Александр Солженицын… навсегда останется в совестливой памяти человечества… Генрих Белль Общеизвестна...
  8. Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына Александр Исаевич Солженицын известен, прежде всего, как автор произведения «Архипелаг ГУЛАГ» — трагического повествования о жизни заключенных в лагерях ГУЛАГа....
  9. Символ целой эпохи Образ Ивана Денисовича возник на основе реального прототипа, которым стал солдат Шухов, воевавший вместе с автором в советско-германскую войну ,...
  10. Человек в тоталитарном государстве Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в...
  11. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Сжатие времени и концентрация пространства — один из главных законов в художественном мире А. И. Солженицына. Именно потому его талант...
  12. Особенности народного характера в повести Платонова «Котлован» План 1. Противоречия эпохи «строительства светлого будущего». 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть «Котлован» — реквием по простому...
  13. Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце» В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы его произведения «Дьяволиада» и «Роковые...
  14. Изображение русского национального характера, тема народа Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стремлением раскрыть сущность характера и души русского человека. Н....
  15. «Один день Ивана Денисовича», анализ рассказа Солженицына История создания Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать...
  16. Рецензия на рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» В 1961 году состоялся XXII съезд КПСС, принявший программу построения коммунизма в нашей стране. В партийных документах была четко обозначена...
  17. История создания произведения Валентина Распутина «Пожар» Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки…». Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара»....
  18. Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять...
  19. Образ главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» Для Шухова в работе нечто большее — радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. С какой трогательной...
  20. Искусство театра В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний...
« Суриков И. З. биография
Двенадцать »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения