Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?
Анна Андреевна Ахматова — это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы. Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения. Поэт — тот, кто сквозь призму своей собственной жизни, своих чувств, радостей и трагедий может рассмотреть, почувствовать и точно передать состояние и настроение общества, современного ему. Такова Ахматова, жизнь которой отмечена «талантом несчастливости», бесконечными трагедиями, но, вместе с тем, необычайными душевными и физическими силами, позволившими ей стать «голосом народа» в тяжелые для него времена.
Памятником «страшных лет ежовщины», в течение которых Ахматова провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», стала поэма «Реквием», написанная в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, в которой триста часов отстояла сама поэтесса вместе с теми, кто Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались мертвых бездыханней… Название поэмы говорит само за себя. Реквием — заупокойное католическое богослужение, музыкальное произведение траурного характера.
Трагическая тема звучит в каждой строчке поэмы и отзывается, как погребальный звон, в сердце читателя. Перед нами предстает образ матери, стоящей под Крестами «трехсотой, с передачею», который постепенно из образа земной женщины перевоплощается в образ вечный — Богородицы, Марии. Четыре части поэмы: «Вступление», «Приговор», «К смерти», «Распятие» — перекликаются с библейским сюжетом казни Христа.
На первый план выходит образ страдающей матери, изначально земной женщины, у которой Кресты отняли сына: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла… Трагедия эта — продолжение страданий героини, так как не только «сын в тюрьме», но и «муж в могиле». Этот момент в повествовании автобиографичен, именно потому, возможно, Ахматовой, не побоявшейся раскрыть свою личную трагедию, удалось стать «голосом народа».
Страдание героини развивается в поэме с повышением уровня эмоциональности. Во «Вступлении» слышны только интонации безысходности, равнодушие к жизни в голосе той женщины, которую переживания сделали больной и одинокой, похожей на «тень». Только в пятой части «Вступления» появляется мотив смятения, душевной и физической дисгармонии героини, «кидающейся в ноги палачу», чтобы выпросить пощаду для сына: Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек И долго ль казни ждать.
В следующей части поэмы — «Приговор» — мотив неизбежности, обреченности на страдание помогает раскрыть образ матери, несмотря ни на что желающей «снова научиться жить». Впечатляют невероятные душевные силы женщины-матери, отдающей своего сына, как «агнца на закате»: Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. Но, несмотря на внутреннюю стойкость, героиня Ахматовой дает понять, что она — живой человек, у которого может просто не хватить сил идти дальше по дороге скорби. Об этом свидетельствует следующая часть поэмы под названием «К смерти».
Обращаясь к ней, героиня говорит: Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя, мне очень трудно. Эти строки указывают на глубину страданий героини, у которой «уже безумие крылом души покрыло половину».
Ее состояние подобно агонии, сопровождающейся «уже как бы чужим бредом», воплотившем в себе «окаменелое страданье» сына и «слова последних утешений». Эта эмоциональная агония земной женщины в части «Распятие» сменяется молчанием матери, Марии, в сторону которой «так никто взглянуть и не посмел», когда умер Иисус Христос. Образ земной переходит в образ обожествленный, а это значит, что Ахматова назначение матери превозносила очень высоко.
Такова личная трагедия в поэме. Но Поэт, остро переживая боль всей страны, не ограничивается только этим содержанием. Личное для нее — это всего лишь один пример всеобщего народного страдания.
Об этом она напишет в «Посвящении» и в «Эпилоге». Поэма начинается с описания общей трагедии, «горя», перед которым «гнутся горы». И здесь голос поэта сливается с голосом народа: Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. «Эпилог» является своеобразным обобщением жизненных трагедий как одного персонажа, так и всех тех, кто переживал вместе с ним. Поэтесса всех их «видит» и «слышит»: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что, красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда прихожу, как домой!» Все эти образы неотделимы от образа матери, созданного Ахматовой в основной части поэмы.
Всем им она воздвигает памятник, давая согласие на воздвижение в будущем памятника самой себе. Памятник этот, по велению Ахматовой, будет находиться ….Здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Таким образом, трагическая тема в поэме «Реквием» достигает апогея.
Ахматовой удалось возвысить личные переживания простой женщины-матери до уровня общественных, «передав несколькими штрихами, от точности которых сжимается сердце», народную трагедию тех лет. Благодаря этому поэму можно с уверенностью назвать художественно обработанным историческим фактом, который был, есть и будет памятником самой поэтессе, ее эпохе и современникам.
Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»?