Как я понимаю содержание названия поэмы Т. С. Элиота «Пустые люди»
Томас Стерн Элиот вошел в мировой литературный процесс как один из знаменитых англо-американских поэтов XX ст., выразитель катастрофической отчужденности человека, талантливый художник, лауреат Нобелевской премии 1948 которая была присуждена ему «за выдающийся взнос в современную поэзию». Стихи Элиот начал писать в четырнадцать лет под влиянием поэзии Омара Хояма. Как и все поэты-авангардисты, молодой Элиот стоял на бунтарских позициях, критично относился к современному мире. Но и позднее главной проблемой остался духовный кризис. Поэт сосредоточился на катастрофических процессах которые направляют жизни общества, и передал его трагичность.
Одним из вершинных произведений Элиота есть поэма «Пустые люди» (1925). Произведение имеет два эпиграфа. Первый — «Мистер Куртц — он умер» — ассоциативно сближает лирического героя с фигурой Куртца Конрада, который долго во тьме, в неизвестности, а потом ради создания внутреннего идеала уничтожил всех и умер со словами: «Гроза! Гроза!» Такого кардинального изменения сути ожидает и герой, стараясь выйти из тьмы жизни и открыть для себя настоящий идеал. Второй эпиграф — «Шлягер для старого Гая» — возрождает культурологический образ английского католика Гая Фавкеса, автора переписи от 5 ноября 1605 г. За иронией судьбы, этот глубоко верующий человек стал патроном обряда огня (английские дети носили по дворам куклу Гая, прося для него, чтобы потом эту куклу сжечь на огне). И католик стал посмешищем в своей отчизне, дети, которые сжигали куклу Гая, не знали, что этот мужчина имел большую душу. Автор «Пустых людей» описует собственную неуместность в современной ему Англии.
В начале поэмы автор изображает опустошенных, сломанных неизвестной силой людей. Они подобны чучелам, напиханным соломой:
Мы люди пустые, Опустошенные люди, Соломой напиханные, Скучиваемся и мозги соломенные имеем.
В стихотворении есть много выражений типа: «контур без формы», «без цвета тень», «жесты без движений» — автор сознательно возвращает читателя к поэзии XVII ст., в которой поэты благодаря таким художественным средствам описывали борьбу человека, ее несогласование с миром. Во второй части произведения автор старается разгадать тайну посмертной жизни людей и после смерти жизнь такая же безнадежна и одинока?
Страна мертвая, В Кактусовому краю, Где идолы каменные встали, чтобы принять Моление из ладоней у мертвеца.
В четвертой части появляется надежда на воскресение души благодаря терпению.
Пятая, последняя часть «Пустых людей» начинается безнадежной дорогой эту мертвую стране кактусов:
Оттанцуем кактус кругом Кактус кругом кактус кругом.
Между реальностью и желательным идеалом «падает Тень»:
Между мысленным взором И действительностью Между намерением И действием Падает Тень Это же так как царство Твое….
Финал поэмы звучит как посвящение жизни человека Богу. Элиот утверждает содержание человеческого существования:
Для Тебя Жизнь Для Тебя то что Мир для тебя…
Смысл поэмы все же остается неотъемлемым от содержания: «Соломой напиханые», бездушные «пустые люди» не имеют права на выживание.
Как я понимаю содержание названия поэмы Т. С. Элиота «Пустые люди»