«Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Народная стихия как величайшая историческая сила. В результате шестилетнего титанического труда Л. Толстой создал роман-эпопею «Война и мир». Работая над произведением, он изучил огромное количество исто-рических сочинений и воспоминаний участников Отечественной войны 1812 г. Кроме того, он тщательно исследовал материалы исторических архивов, пользовался всякой возможностью поговорить с живыми свидетелями того времени, проникнуть в характер быта и нравов эпохи. Сочинения историков, которые он читал, не говорили, однако, о самом главном — о роли народа в истории. Роман Толстого опровергал официальную историографию и устанавливал новый взгляд на историю, в котором главная роль отводится народным массам.
Интерес к истории всегда занимал огромное место в работе Толстого. Уже в молодые годы он считал, что «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески», т. е. через изображение живых человеческих отношений и поступков, в бесчисленных переплетениях людских судеб.
Он говорил о необходимости «олицетворять» историю, т. е. изображать ее в лицах. Толстой убежден, что судьбы России определяются, прежде всего, поведением масс — всех людей страны. С этим связан огромный размах эпопеи и бесчисленное количество действующих в ней лиц. Война и русский народ — важнейшая тема романа. «Война и мир» в этом смысле дает типично толстовское изображение истории, ее олицетворение в переплетении судеб огромного количества людей.
Все вместе они составляют массу, которая в своем внутреннем брожении движет историю. Но в общем движении масс Толстой не различает политических и экономических сил и направлений, не учитывает истори-ческого значения классовой борьбы. Он видит лишь общую массу — стихию. В 60-е годы, когда создавался роман, вопрос об исторической роли крестьянства в жизни страны стал в центре внимания общественной мысли России.
Толстой по-своему, со своей глубоко своеобразной точкой зрения подходит к этому вопросу. Он утверждает определенную роль народа в истории, показывая, что ни один человек по своей воле не может повернуть хода истории, не может преградить путь движению народных масс. Эта, по выражению Толстого, «мысль народная» является основной мыслью эпопеи, определившей ее идейное и художественное величие. С этой мыслью связано утверждение писателя, что народные массы — это стихия, которую нельзя ни организовать, ни направить. Стихийность любого движения означает опору на «дух», чувство и пренебрежение разумом. Крестьянская психология в эпоху Толстого тяготела к стихийности. В крестьянине совмещались ненависть к угнетению и политическая наивность.
Поэтому крестьянские движения были «и могучими, и бессильными» — то есть неорганизован-ными. В этих условиях толстовская философия истории, утверждая непобедимую силу народной стихии, фактически определяла решающую роль крестьянства в истории той эпохи. Для Толстого величайшая сила истории, которая «управляет всем», — это именно народная стихия, неудержимая, неукротимая, не поддающаяся руководству и организации. Но это его величайшей важности утверждение противоречиво. Считая массы единственным полноправным творцом истории и вместе с тем отрицая возможность организовать массы и руководить ими, он приходит к проповеди пас-сивности, т. к.
Отрицает направляющую и организующую роль личности в судьбах народа. Толстой считает, что стихийная сила движений масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей и разумом человека. Автор «Войны и мира» верит только в «дух» народа и не доверяет разуму и на-уке. Поэтому Отечественную войну 1812 г. он трактует как результата перевеса мо-ральной силы русского народа над духом захвата и грабежа в иноземных армиях. Такой взгляд на историю не найти ни в одной философской системе или исторической концепции России того времени.
«Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)