• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)

 

«Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Народная стихия как величайшая историческая сила. В результате шестилетнего титанического труда Л. Толстой создал роман-эпопею «Война и мир». Работая над произведением, он изучил огромное количество исто-рических сочинений и воспоминаний участников Отечественной войны 1812 г. Кроме того, он тщательно исследовал материалы исторических архивов, пользовался всякой возможностью поговорить с живыми свидетелями того времени, проникнуть в характер быта и нравов эпохи. Сочинения историков, которые он читал, не говорили, однако, о самом главном — о роли народа в истории. Роман Толстого опровергал официальную историографию и устанавливал новый взгляд на историю, в котором главная роль отводится народным массам.

Интерес к истории всегда занимал огромное место в работе Толстого. Уже в молодые годы он считал, что «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески», т. е. через изображение живых человеческих отношений и поступков, в бесчисленных переплетениях людских судеб.

Он говорил о необходимости «олицетворять» историю, т. е. изображать ее в лицах. Толстой убежден, что судьбы России определяются, прежде всего, поведением масс — всех людей страны. С этим связан огромный размах эпопеи и бесчисленное количество действующих в ней лиц. Война и русский народ — важнейшая тема романа. «Война и мир» в этом смысле дает типично толстовское изображение истории, ее олицетворение в переплетении судеб огромного количества людей.

Все вместе они составляют массу, которая в своем внутреннем брожении движет историю. Но в общем движении масс Толстой не различает политических и экономических сил и направлений, не учитывает истори-ческого значения классовой борьбы. Он видит лишь общую массу — стихию. В 60-е годы, когда создавался роман, вопрос об исторической роли крестьянства в жизни страны стал в центре внимания общественной мысли России.

Толстой по-своему, со своей глубоко своеобразной точкой зрения подходит к этому вопросу. Он утверждает определенную роль народа в истории, показывая, что ни один человек по своей воле не может повернуть хода истории, не может преградить путь движению народных масс. Эта, по выражению Толстого, «мысль народная» является основной мыслью эпопеи, определившей ее идейное и художественное величие. С этой мыслью связано утверждение писателя, что народные массы — это стихия, которую нельзя ни организовать, ни направить. Стихийность любого движения означает опору на «дух», чувство и пренебрежение разумом. Крестьянская психология в эпоху Толстого тяготела к стихийности. В крестьянине совмещались ненависть к угнетению и политическая наивность.

Поэтому крестьянские движения были «и могучими, и бессильными» — то есть неорганизован-ными. В этих условиях толстовская философия истории, утверждая непобедимую силу народной стихии, фактически определяла решающую роль крестьянства в истории той эпохи. Для Толстого величайшая сила истории, которая «управляет всем», — это именно народная стихия, неудержимая, неукротимая, не поддающаяся руководству и организации. Но это его величайшей важности утверждение противоречиво. Считая массы единственным полноправным творцом истории и вместе с тем отрицая возможность организовать массы и руководить ими, он приходит к проповеди пас-сивности, т. к.

Отрицает направляющую и организующую роль личности в судьбах народа. Толстой считает, что стихийная сила движений масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей и разумом человека. Автор «Войны и мира» верит только в «дух» народа и не доверяет разуму и на-уке. Поэтому Отечественную войну 1812 г. он трактует как результата перевеса мо-ральной силы русского народа над духом захвата и грабежа в иноземных армиях. Такой взгляд на историю не найти ни в одной философской системе или исторической концепции России того времени.



«Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Другие сочинения по теме:

  1. Бородинская диспозиция в романе Толстого «Война и мир» Один из военных специалистов — современников Толстого, генерал М. Драгомиров, чрезвычайно высоко оценил военные сцены романа, в частности, за то,...
  2. Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе «Война и мир»? Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит...
  3. Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неправда, что у человека нет души. Она есть, и...
  4. «Мысль народная» в романе Льва Толстого «Война и мир» К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от...
  5. Сила характера Пьера Безухова в романе «Война и мир» Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые (также как и Андрея Болконского) в салоне Анны Павловны Шерер как...
  6. Человек в романе-эпопее Толстого «Война и мир» Еще в начале творческого пути в неоконченной рукописи «Кавказского романа» (переросшего в «Казаков») Толстой сделал помету: «Ужасно трудно описать характер...
  7. Народ и личность в романе Л. Толстого «Война и мир» Толстой в романе «Война и мир» открывает собственный взгляд на проблему личности, ее роль в истории и на саму историю....
  8. Непринятие войны в романе Толстого «Война и мир» Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,...
  9. Главная и основная мысль в романе Толстого «Война и мир» В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала...
  10. НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это...
  11. «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Настоящая жизнь»… Что же это такое, какую жизнь можно назвать...
  12. Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение...
  13. Мысль «народная»; в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и...
  14. Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается...
  15. Наполеон в романе Льва Толстого «Война и Мир» Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее...
  16. Патриотические чувства в романе Толстого «Война и Мир» Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но Толстой противопоставляет истинный патриотизм показному, который слышался в речах...
  17. Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы...
  18. Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Жанр романа Л. Н. Толстого «Война и...
  19. Эстетическое кредо Толстого в романе «Война и мир» Пьер Безухов, если брать его образ в целом,- подлинный герой Толстого, потому что чувствует себя ответственным за общее устройство мира....
  20. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОЛКОНСКИХ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Четырехтомный роман-эпопея «Война и мир» был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал...
« «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского
Литературные произведения Даниэля Дефо »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения