• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > “Капитанская дочка”: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу

 

“Капитанская дочка”: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу

Социологизм мышления Пушкина не мог не внести кардинальных изменений в структуру художественного произведения и прежде всего в понимание сущности и функции сюжета. Сюжет, как и характеры, необходимо обнаруживать в самой конкретно-исторической, исполненной социальных противоречий действительности. Любовный же сюжет привносился в произведения различных жанров, посвященных отличным друг от друга историческим эпохам. Оттого любовный сюжет не мог быть организатором и демиургом судеб героев исторического романа “Капитанская дочка”: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу открыло Пушкину иные силы, которые определяли и поступки героев, и их жизнь.

Но внесение в произведение открытого в самой действительности сюжета вовсе не означало отрицания в романе или повести, в драме или комедии роли (иногда очень значительной) любовных отношений. Все дело в том, что сами эти отношения, частные судьбы людей оказывались зависимыми от обстоятельств их социального бытия.

Первым опытом Пушкина в создании произведения с безлюбовным сюжетом была трагедия “Борис Годунов”. В 1833 году, когда записывались планы романа о Пугачеве, Пушкин закончил повесть “Пиковая дама”. Не любовь, но власть денег двигала всеми поступками Германца, заставляя его использовать и любовь для достижения цели. В повести было показано, что алчность и наполеонизм Германна не пощадили высокого чувства и он, не задумываясь, надругался над любовью Лизаветы Ивановны. Власть денег – это та сила, которая была открыта Пушкиным для русской литературы.

Утверждение реализма и социологического мышления приводили уже в 1830-е годы писателей-реалистов к новому пониманию сюжета, к скептическому отношению к любовной интриге как универсальной силе, способной завязать действие в любом произведении. Характерный пример – творчество Гоголя, писателя, тесно связанного с Пушкиным, справедливо называвшего Пушкина своим учителем.

Во многих произведениях Гоголя тех лет любовный стожет не завязывает действия. Комедия “Гевизор”, в этом смысле, носила демонстративно-вызывающий характер – в ней был не только новый, открытый к самодержавно-бюрократическом общество сюжет, но еще и злая пародия на традиционную любовную интригу: двойное объяснение Хлестакова в любви – жене и дочери городничего.

Позже Гоголь в “Театральном разъезде” так определил новаторство своей безлюбовной комедии “Ревизор”: “…Если принимать завязку в том смысле, как ее обыкновенно принимают, то есть в смысле любовной интриги, так ее точно нет. Но, кажется, уже пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку. Стоит вглядеться пристально вокруг. Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отомстить за пренебреженье, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал выгодная женитьба, чем любовь?”

Открытия Пушкина Гоголь не только освоил и разнял творчески в своих художественных произведениях, ни великолепно теоретически сформулировал проблему сюжета, назвав три новых силы, которые подчиняют все человеческие отношения, три “электричества” – чина, денежного капитала, выгодной женитьбы. “Электричество чина” и завязывает блистательно действие “Ревизора” не только в характерах, но и в сюжете: “Интрига всегда завязана на пряничной любви, увенчивающейся законным браком, по преодолении разных препятствий. Любовь у нас во всем – в стихах, в романах, в повестях, в трагедиях, в комедиях и в водевилях. Подумаешь, что па Руси люди только и делают, что влюбляются, да, по преодолении разных препятствий, женятся…” Далее Белинский ссылается па уже известные нам слова Гоголя, что в современных условиях больше завязывает драму денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь. И комментирует: “Гоголь сказал правду”

Нечто подобное мы обнаруживаем и в “Капитанской дочке”. Читатель, воспитанный па традиции, и в частности на романах Вальтера Скотта, быстро догадывался, как будут развиваться событиями вдруг – неожиданность: любовный сюжет обрывается, все рушится. Петруша Гринев написал письмо родителям, прося благословения на брак с Марьей Ивановной Мироновой. Но получает исполненное угроз письмо отца: отказывая в благословении, он обещает: “…Собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин…”

Давая Маше прочесть ответ отца, Гринев признает: “Все копчено”. Маша соглашается: “Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня!” “Покоримся воле божьей”.

Так, по родительской воле, только было обозначившийся любовный сюжет романа завершает свое течение. Гринев точно определяет положение: “все дело пошло к черту!” Он признается: “Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство”. Такая реакция “несчастного любовника” на окончание любовной истории подчеркивает слегка иронический характер названия главы “Любовь”.

Вот в этот момент крушения любовного сюжета вторгается в повествование неведомая читателю объективная сила, которая и определяет дальнейшее движение сюжета романа и судьбы героев. Гринев откровенно пишет, что не любовь станет направлять его в дальнейших “странных обстоятельствах жизни”: “Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное я благое потрясение”. “Неожиданным происшествием” явилась “пугачевщина”! Именно так и называется следующая глава.

Пугачевщина и имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловливала не только ход дальнейших событий, но и судьбы Гринева и Маши Мироновой. Более того, она способствовала (в этом с удивительной наглядностью проявилось новаторство Пушкина) благоприятному разрешению любовной коллизии (Гринев – Маша Миронова), грубо разрушенной старшим Гриневым. Пугачев “благословил” любящих. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место. Его характер динамически раскрыт именно в событиях и перипетиях восстания. Пушкину нужен был свидетель событий крестьянского восстания-свидетель, не только наблюдавший восстание (штурм крепости, осаду Оренбурга, установление новых порядков, заседание “военного совета” Пугачева и т. д.), но и знакомый с фактами жизни Пугачева и его товарищей, взаимоотношениями руководителей восстания. Этот свидетель должен был в ходе “происшествия” попадать в ситуации прямой зависимости от мятежников и, благодаря вмешательству Пугачева, выходить невредимым, да еще и облагодетельствованным (плен и помилование, помощь в спасении Маши от притязаний Швабрина).

Вот почему так важен был “выбор” мемуариста. Мемуарист должен был отвечать многим требованиям, которые ставил перед ним его создатель Пушкин. Рассказчиком-свидетелем избирался дворянин. Для него было естественным неприятие и осуждение восстания и всех мятежников. В этом проявлялся социально обусловленный дворянский характер убеждений рассказчика. Конечно, данное обстоятельство обеспечивало цензурное прохождение “Капитанской дочки” – Гринев не принимал восстания, называл его руководителей, в том числе и Пугачева, в духе официальных документов “злодеями”. Подобные оценки звучали совершенно искренне.

Вот почему огромную роль при выборе рассказчика играли его нравственные качества. Гринев добр, честен, благороден – это признаки и его личности, и его дворянского положения. Пушкин подчеркивал данное обстоятельство эпиграфом к роману: “Береги честь смолоду”. При этом он уточнял происхождение афоризма. Это пословица, в которой аккумулировалась народная мудрость.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


“Капитанская дочка”: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу

Другие сочинения по теме:

  1. Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести “Капитанская дочка” Тема крестьянских восстаний, затронутая в “Дубровском”, естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол “адумывает писать “Историю Пугачева”. Он едет...
  2. Проблема чести (храбрость, благородство) в понимании Пушкина (по роману “Капитанская дочка”) Итак, честь (независимость, храбрость, благородство) – основа нравственного кодекса людей всех классов, ибо она носит “природный” характер. Честь свойственна и...
  3. Главные Герои романа “Капитанская дочка” Сочинения по литературе: Герои Капитанской дочки Весь черный парод был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом па стороне правительства…...
  4. Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой...
  5. Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”? Пугачев вошел в роман поэтически – из “тайного места”, из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный...
  6. Значение и смысл сна Гринева в романе “Капитанская дочка” Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма...
  7. Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина “Капитанская дочка”) Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется,...
  8. “Капитанская дочка” – историческая повесть “Капитанская дочка” – историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этом произведении автор представил картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин...
  9. Описание главных персонажей в повести Пушкина “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин...
  10. Стремление человека к счастью (на примере романа “Капитанская дочка”) Стремление человека к счастью закономерно. Но верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои...
  11. Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и...
  12. Реализм романа “Капитанская дочка” Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять...
  13. Мужик с топором в пушкинском романе “Капитанская дочка” Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и...
  14. Поэтический синтез истории и вымысла в романе “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии,...
  15. Исторический феномен русского бунта в романе “Капитанская дочка” Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных – таков первый вывод, сделанный автором “Истории Пугачева”. Оттого становилась ясной коренная...
  16. Шедевр Пушкина “Капитанская дочка” По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству историческая повесть “Капитанская дочка” является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это последнее...
  17. Поэтическое и символическое в романе “Капитанская дочка” Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление “проникнуть в тайности современности” . Как...
  18. Историческая заслуга Пушкина в создании романа “Капитанская дочка” Вопрос о народе после поражения декабристского восстания и начавшегося кризиса дворянской идеологии велением времени становился главным в русской общественной жизни....
  19. История Пугачева и “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Пушкин – “взыскательный художник”, очень строго относившийся к тому, что писал, но о двух своих вершинных творениях, как поэта-стихотворца,- романе...
  20. Миф в романе “Капитанская дочка” В главе VI Гринев расскажет об казацком бунте. А мы, отметив, что хозяин умета, по словам Гринева, был “родом яицкий...
« Картины окружающего мира, природы в поэзии Т. Г. Шевченко “Сад вишневый круг дома”
Образ человека на войне в стихах современных поэтов »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения