Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют «душ тысячки две родовых» и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье — в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами».
Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное «-с». Что касается чинов, то «чтобы их добыть, есть многие каналы». Скалозуб получил орден на шею за то, что «засел в траншею». Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, «сгибался вперегиб».
В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, «дойдут до степеней известных», потому что угождают «всем людям без изъятая». Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, — крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда «арапка-девка» да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют «на борзые три собаки», когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги.
Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Они «грабительством богаты», ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что «разливаются в пирах и мотовстве». Служба для представителей фамусовского общества — это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться.
Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: «подписано, так с плеч долой». К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству .
Члены фамусовского общества не признают книг: «И в чтеньи прок-от невелик». Собственно говоря, они и не понимают смысла книг . Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать», двоюродный брат Скалозуба и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился».
А учителей презрительно называют «побродягами». Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь. Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Россия как будто стала провинцией Франции: «такой же толк у дам, такие же наряды».
Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной. Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь «здоровьем очень слаб», как считает его жена.
Единственное его занятие — твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить.
Пример тому — заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда». Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: «Можно ль против всех!» Так Репетилов, узнав, «что это слишком гласно», соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, «как треснулся он, грудью или в бок». Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего.
Косное общество «века минувшего» не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно…
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»