Классики русской литературы 19 века. Типология уроков
Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью.
Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса «кто виноват?» рус лит обращается к вопросу «что делать?» Рус писатель второй половины ХIХ века сталкивался с необходимостью худ осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия. В этих условиях худ синтез возникал на более узких временных и пространственных отрезках жизни, чем реализме первой половины века: необходимость определенной специализации и локализации диктовалась особым состоящим мира, типичным для эпохи второй половины ХIX века.
Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устоявшимися и незыблемыми правилами художественности ради правды жизни. «Гром». » Гроза » была не только одной из вершин драматургии Островского — она была крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в «Грозе», — открытие народного героического характера именно поэтому так восторженно принял Катерину Добролюбов, давший, в сущности, говоря, блестящую «режиссерскую трактовку гениальной пьесе Островского. Трактовка эта была созвучна задачам революционно-демократической идеологии русских шестидесятников в момент революционной ситуации в стране.
Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира.
Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Катериной Островский показал, что и в окостеневшем мире Калинова может возникнуть нар характер поразительной красоты и силы, вера сменен ритма, которого — пусть и мрачная, истинно калиновская — все же основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Очень важно, что Катерина, «луч света в темном царстве», по выражению Добролюбова, появилась не откуда-то из просторов другой жизни, а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе незаурядной, поэтической калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить — просыпающееся чувство личности.
В душе героини оно, естественно, принимает не форму гражданского, общественного протеста — это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены — а форму индивидуальной, личной любви. В Катерине растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далека от бездумного стремления к потаенным радостям.
Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный немыслимый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна.
Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять но не находит опоры в этой борьбе. «Гроза» — не трагедия любви, а трагедия совести. Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием волн, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Но это «греха не побоялась» как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладеваетелю, как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле.
Оно тем мучительнее, что вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия. Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика Добролюбова «Луч света в темном царстве».
«Гроза», по словам Добролюбова, «самое решительное произведение Островского» ибо она знаменует собой близкий конец «самодурной силы». Центральный конфликт драмы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Именно поэтому драму «Гроза» критик считал истинно народным произведением.
2.Типология уроков
Классификация типов урока
Общедидактическая: 1.Комбинированный урок ; 2.Урок усвоения новых знаний ; 3.Урок проблемный ; 4.Урок повторения и систематизации знаний; 5.Урок контроля и коррекции знаний ; 6.Урок формирования умений и навыков.
Частнометодическая: 1.Урок изучения теории лит-ры ; 2.Урок развития речи ; 3.Урок по изучению критич. статьи ; 4.Урок выразит. Чтения; 5.Урок внеклассного чтения; 6.Урок изучения худ. текстов ; 7.Урок повторения; 8.Обзорный урок.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
1.Урок-суд; 2.Урок-КВН; 3.Урок-Брейн-ринг; 4.Урок-конгресс; 5.Урок-путешествие ; 6.Урок-спектакль; 7.Урок-концерт; 8.Урок-конференция; 9.Урок-семинар; 10.Урок-лекция; 11.Урок-дискуссия; 12.Урок-исследование; 13.Урок-размышление; 14.Урок-сопереживание; 15.Урок-сочувствие; 16.Урок-созерцание; 17.Урок-экскурсия.
» Мещанин во дворянстве » Мольера
1.Частнометод.:1,2,3,6;нестандартные:6,11,12,13,17 ,знакомство с биографией автора и критич. работами по пр-ю для определения авторской позиции, мотивации написания пр-я ;
Развивать у уч-ся умения и навыки форм-я и высказывания собств. точки зрения, умение выслушать и проанализировать чужую точку зрения, умение выступать перед публикой .
Классики русской литературы 19 века. Типология уроков