Классный час на тему свободы
Н. А. Бердяев О, дайте, дайте нам свободу! Очень важно, чтобы ребята с первых занятий выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода — это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.
Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? — Вот основные вопросы первой темы.
Для получения представления о мировоззрении ваших учеников предложите им в качестве домашнего задания ответить на вопросы. Перед проведением классного часа тщательно обработайте полученную информацию.
Начните классный час с проведения любой игры на групповое сплочение или «эмоциональный разогрев» (игры 5-20).
Учитель. Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек — венец творения — едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит — быть свободным?
Учитель озвучивает результаты анкетирования: какие ответы были более частотными, какие — менее; делает вывод, предлагает обсудить поставленный вопрос, высказать свои мнения. Обмен мнениями. Учитель. А теперь выслушайте высказывания о свободе и ответственности известных мыслителей. (Изречения напишите на листах ватмана.)
1 участник. «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Ромен Роллан.
2 участник. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее». Карл Ясперс.
1 участник. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». /u» «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости». Вольтер.
1 участник. «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии». Сунь Ятсен. Учитель. Согласны ли вы с этими высказываниями? Совпадают ли они с вашими представлениями о свободе? Какие из этих изречений вам показались наиболее интересными, какие понятнее и ближе вам по духу? Обмен мнениями.
3 участник. Очень интересное толкование слову «свобода» дает Владимир Даль. Обратите внимание, насколько это объяснение понятно и современно, несмотря на то, что дано оно было сто лет назад: «Свобода — своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие неволи, стеснения, рабства, подчинения чужой воле. Свобода — понятие сравнительное; оно может относиться к разным степеням простора: от простора частного, ограниченного, до полного, необузданного произвола или самовольства».
Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..
4 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!
1 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое — свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.
Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы? Обмен мнениями.
Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.
2 участник. Компания из трех молодых парней 15-17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.
Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию. Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.
Учитель. Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности? Обмен мнениями.
Учитель. А свободу от ответственности за детей, за родителей, за мужа или жену? Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю — все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых — это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой… Игра «Фантазии на тему…»
Разделите ребят на группы по 4-6 человек с помощью любой игры (см. /u» Свобода без ответственности — это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? О свободе
Классный час на тему свободы