Кластерное пение
Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка», г. Петрозаводск
Описание материала: Материал может быть интересен для музыкальных руководителей.
Цель: Дать общее представление о кластерном пении, познакомить с его собенностями
Интересной, новой формой работы по распеванию детей является Кластерное пение. Эта форма работы предложена Т. Боровик.
КЛАСТЕР получил свое развитие в музыке 20 века.
Кластерное пение — это творческий процесс, при котором ребенок осваивает звуковое пространство, имеет возможность пользоваться голосом как инструментом, без знания нот. Это и раскрепощение ребенка. Ведь не секрет, что многие Дети закомплексованы, скованы и теряются, когда им предлагается что-либо выполнить индивидуально.
Данный прием можно обозначить как «рисование голосом» . Этот прием идет под девизом «я могу» — рисовать мерцание звезд, шум волн, шелест листвы, а также любой предмет .
Ребенок осваивает звуковое пространство голосом и получает удовольствие от процесса творения.
Кластерное пение — это и сброс невостребованных эмоций, снятие напряжения. Причудливые, непривычные уху созвучия, их сочетания обогащают слуховые представления. Новые ощущения, возникающие в процессе такого творения, сравнимы с композиторскими. Конечно, эти пробы робки и несовершенны, а поиски всегда интуитивны, но главное заключается в том, что ребенок активен, он действует вместе со всеми, чувствует себя защищенным и причастным к деятельности.
Дети играют и не подозревают, что сочиняют музыку. «Я могу», «я творю», «я сочиняю» и любой результат принимается, так как не может быть в этом виде творчества только одно решение, оно всегда разное. Это рождение импровизации.
Особенно важно то, что педагог не дает готовых формул решения , а предоставляет ребенку возможность исследовать звуковое пространство.
В качестве творческих упражнений применяю следующие:
1. «рисование голосом голосовых партитур» , сопровождая движением руки :
Скользить голосом — глиссандо
В основе такого приема лежит методика Хана де Врайса.
2. Раскладывание ниток тянуть звук , разматывая нитку клубка.
3. Передавать голосом звуки природы , звукоподражания животным , другие образы .
Психологами давно доказана прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов .
Кластерное пение