• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма

 

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма

Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу «самых сильных проявлений русского духа». Его комедия «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания людей. Это произведение широко и реалистически отразило жизнь Москвы двадцатых годов XIX века, а также движение передовой общественной мысли в России, когда на борьбу со старым миром вышли дворянские революционеры — декабристы.

В образе Чацкого автор показывает читателю «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, способного поднять бунт против существующего строя во имя свободы, гуманности, ума и культуры. И. А. Гончаров, написавший глубокую статью о «Горе от ума», говорил, что «Чацкий начинает новый век — ив этом все его значение и весь ум». Вне такого понимания невозможно оценить и правильно осмыслить образ героя. Чацкий, выразитель прогрессивных идей, а также истинный патриот, говорил: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!» Создав образ нового героя, А. С. Грибоедов показан, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом.

Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума. Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова «умный», «умник» употреблялись как синоним понятия «вольнодумный».

Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» — это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; «век минувший» — это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что «ученье — вот чума», «уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь». Чацкий выступает против бюрократизма, служения лицам, а не делу . Его возмущают принципы Фамусова: «подписано — так с плеч долой», «ну как не порадеть родному человечку». Главный герой, беззаветно любя свою родину, народ, выступает за бережное отношение к русскому языку, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

Чацкий красноречив, человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. Особенно ярко показывает А. С. Грибоедов эти качества, противопоставляя главному герою лицемерного подхалима Молчалина. Это подлый человек, исправно выполняющий завет отца «угождать всем людям без изъятья».

Молчалин — «низкопоклонник и делец», как характеризует его Чацкий, чьи смелые речи всколыхнули спокойствие фамусовского общества, вызвали негодование и резкий отпор. Старый мир сопротивляется, борется с героем, используя клевету. Дружно подхватили они слух, пущенный Софьей о сумасшествии Александра Андреевича. Фамусовский мир еще силен и многочисленен.

И оскорбленный Чацкий бежит из дома Павла Афанасьевича, бежит из Москвы. Но читатель убежден в моральной победе героя над старым миром. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» так определил значение грибоедовского героя: «он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: один в поле не воин. Нет, воин, если он Чацкий и притом победитель». А. С. Грибоедов оставил неизгладимый след в истории русской культуры.

В комедии «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеалистическую проблему своего переломного времени — проблему непримиримой вражды защитников старого строя и представителей нового мировоззрения, новой свободной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, наоборот, приобретает все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия буржуазной эпохи. Великая комедия и в наше время остается свежей и актуальной.

И нынешнему читателю очень дорог патриотизм и глубокая вера в Россию А. С. Грибоедова — замечательного национального и народного писателя.



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма

Другие сочинения по теме:

  1. Комедия «Горе от ума»: драма о крушении ума человека в России Разве Пушкин не восклицал: «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!» А Чаадаев, написавший самую умную книгу...
  2. Социальное и вечное в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Комедия Грибоедова «Горе от ума» носит социальный характер. В ней даны правдивые картины русской жизни после Отечественной войны 1812 года....
  3. Комедия Грибоедова «Горе отума» — знаковое произведение в истории русской литературе Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы...
  4. Пьеса Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия? Художественное совершенство пьесы стало понятным лишь со временем. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкому отнесся критически....
  5. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные...
  6. «Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и...
  7. Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» Общество представляет собой группу людей, объединенных общими интересами. Для того чтобы эти люди могли существовать вместе, они должны уметь слушать...
  8. Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии «Горе от ума»...
  9. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С «Горе от ума» — первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности....
  10. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов писал : «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  11. Драма Чадского в комедии «Горе от ума» Писатель не ограничивается показом нравов барского общества в комедии «Горе от ума». В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского...
  12. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...
  13. Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась на...
  14. Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума» Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии — бессмертной комедии «Горе от ума», А....
  15. Герой и антигерой. «Горе от ума»; как политическая Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей — «французской заразы». Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на...
  16. Образ автора в пьесе Грибоедова «Горе от ума» В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. «Наша драма — подкидыш», — писал Вяземский. Перенимая все законы...
  17. Художественное новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума» Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям...
  18. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни...
  19. Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты...
  20. Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В конце зимы 1824 г. в Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеянное московское высшее общество, изображенное зло...
« Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка»
Сочинение Обзор творчества Николай Михайлович Карамзин »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения