Комплексный подход в коррекции дисграфии и дислексии
Прохорова Александра Владимировна, Учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области» В настоящее время возрастает количество детей, имеющих трудности в обучении. Одна из причин этих трудностей — дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). В этом случае у учащихся наблюдаются специфические ошибки: пропуски букв и слогов, бывают «съедены» окончания, заменены гласные, перепутаны согласные, внесены лишние буквы или слоги и т.
П. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. А потому в основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка («может, но не хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»). Проводя ежегодную диагностику «Готовности к школе» в 1-х классах нашей школы, на протяжении семи лет мы наблюдаем у детей слабо сформированными следующие функции: — слухового внимания и памяти (65%); — фонематического восприятия (60-75%); — фонематического слуха (50-75%); — пространственного восприятия (40-55%); — лексико-грамматическая сторона речи (40-55%). Можно предположить насколько тяжело придется в учебе большинству учащихся. Профессор Н.
А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы; вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; реализацию начертательной стороны письма (контуров букв того, что составляет существенную часть почерка). У детей начальной школы при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость — уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади.
К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом, а так же снимает писчий спазм, который преследует некоторых детей на раннем этапе обучения. Для этого существуют разнообразные игровые упражнения: пальчиковая гимнастика («Колечки», «Шива пашет на быке», «Лестница в небо», «Не дрожать», «Солнце, заборчик, камушки», «Ладонь кулак». «Тяни-толкай», «Землемерка», «Мама, мама!» и пр.), игры с веревочкой, сооружения различных построек из спичек и пластилина, оригами.
Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени, и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. Для проблемы нарушений письменной речи этот вопрос имеет существенное значение, так как моделирование звуковой стороны слова с помощью букв происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) дальнейшая трансформация ее в пространственную последовательность букв.
Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных так и пространственных отношений предметов и явлений обусловлена самим фактом существования всего живого в границах определенного отрезка времени и определенного пространства. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением. В данном случае нам поможет решение разного рода нестандартных задач, способствующих формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками (лучше использовать спички): преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов в фигуре и пр. Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур обучают детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей («Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» и др.) Таким образом ребенок продолжает играть и в тоже время продолжает развивать слабые стороны, тем самым избавляя себя от трудностей в овладении навыками чтения и письма. Помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем. Группа психологов под руководством А.
В. Семенович разработала метод комплексной Нейропсихологической коррекции, который получил название Метода замещающего онтогенеза. С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации, навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.
Г. М. Зегебарт предлагает программу «Учение без мучения», в которой используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма.
Предлагаемые упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма. Основная задача — активизация природной грамотности ребенка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам. Использование мяча приводит к синхронизации работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца — пальцев, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыка быстрого чтения, но «отдыхающих» в обычной жизни. Использование данной методики в своей работе показало, что 50% детей уже к середине учебного года имеют положительный результат. Наша задача — максимально облегчить труд ученика, т.
Е. сделать так, чтобы ребенку учебный процесс стал более понятен и потому интересен.
Комплексный подход в коррекции дисграфии и дислексии