Компоненты средневековой литературы
Эпоха Средневековья длится более тысячелетия. Понятие «Средние века» возникло в XV веке, когда итальянские гуманисты (Л. Бруни), осознав прошлое как историю, разделенную на периоды, выделили эпоху Античности (древности) и свою эпоху — Новое время, а тысячелетие, лежащее между этими двумя эпохами, назвали Средними Веками. С точки зрения гуманистов Возрождения, а позже просветителей XVIII в., Средневековье — мрачная эпоха гибели высокой античной культуры, эпоха варварства и засилья церкви, настоящий провал в европейской истории. Только в конце 18 — начале 19 века, во многом под влиянием И. Г. Гердера и романтиков, ученые увидели в Средневековье закономерный этап развития общества, в средневековой литературе и искусстве была обнаружена своеобразная глубина и красота.
3 компонента средневековой литературЫ:
1. Христианство — база средневекового менталитета. Оно проникает в литературу медленно, особенно если говорить о литературе на национальных языках. Тема — житие святых.
2. Фольклор — мифологии тех народностей, которые в Средние века были молоды (кельтская мифология, германская…)
3. Античное наследие — средневековое сознание очень последовательное, проникнуто глубоким символизмом.
В Средневековье есть официальная культура, а есть время карнавалов, что является «культурой наоборот».
Эпос — осмысление национальных корней, т. е. становясь нацией происходит формирование эпоса. Здесь присутствуют и Боги и эпические начала.
К 12 веку рыцарство, осознавшее себя господствующим сословием, создает особую светскую культуру — куртуазию. К традиционным требованиям (храбрость, владение оружием, верность сюзерену и т. д.) добавились новые:
* Рыцарь должен быть вежливым, т. е. знать этикет;
* Рыцарь должен быть образованным (уметь писать, читать, в том числе и античных авторов);
* Рыцарь должен быть влюбленным (любить по определенным правилам, его любовь должна быть верной, нетребовательной, скромной и т. д., объектом любви должна быть жена его сюзерена);
* Рыцарь должен воспевать Даму своего сердца в стихах и песнях.
12 век — появление термина «роман», что означало текст на национальном языке, не на латыни.
Рыцарский роман (фр. romanz) — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы. «Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизни».
Сами средневековые французы понимали термин «роман» широко, включая переложения разнообразных героических и любовных историй на «романском», то есть старофранцузском, языке, но не на темы французской национальной истории. Таким образом, «роман» противостоял, с одной стороны, литературе на латинском языке, включая и латинские источники античного цикла, а с другой — французскому героическому эпосу, жестам, «песням о подвигах»
Рыцарский роман — основной жанр средневековой литературы. Но помимо этого существовала и городская культура, не только рыцарская — еще были мистерии, фарсы, миракли, литургические драмы и др. Но именно рыцарский роман находит продолжение в более поздней литературе. Например, сейчас вновь возвращаются традиции рыцарского романа. Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики.
Особенности рыцарского романа — мир ориентирован на идеалы рыцарства:
1. Служение не только даме, но и королю и Богу — это и определяет линию подвигов.
2. Служение не во имя рода или вассального долга, а ради собственной славы и прославления возлюбленной
3. Обилие экзотических описаний и фантастических мотивов сближает рыцарский роман со сказками, литературой Востока и дохристианской мифологией Центральной и Северной Европы. На развитие рыцарского романа оказали влияние переосмысленные сказания древних кельтов и германцев, а также писатели античности, особенно Овидий.
4. Ядро рыцарского романа — «авантюра», предусматривающая соединение двух элементов: любви и фантастики
5. Наличие автора с определенной позицией
Компоненты средневековой литературы