Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»
Смейтесь люди, но быть может Вы когда-нибудь поймете, Что возвышенно и свято В этом жалком Дон Кихоте. Д. С. Мережковский
К началу XVII века, то есть ко времени, когда жили герои Сервантеса, эпоха Возрождения, с ее верой в человека и в его возможности, завершилась. В великих идеях обнаружились сложные противоречия. Стало ясно, что смелым надеждам и высоким задачам, которые Возрождение ставило перед человеком, не суждено осуществиться в реальной жизни.
Проходит наивная убежденность в том, что только от самого человека зависит исполнение его назначения на земле. Люди перестают верить в беспредельные возможности человека.
В романе Сервантеса «Дон Кихот» и отразилось это крушение идеалов Возрождения, противопоставляются реальность и мечты, идеал и действительность. Главный герой романа — пятидесятилетний идальго по имени «не то Кехана, не то Кесада», все имущество которого заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Начитавшись рыцарских романов и взяв себе имя Дон Кихота Ламанчского, он отправляется на поиски приключений, чтобы подобно героям рыцарских романов искоренять всякого рода неправду и несправедливость.
Но действительность не соответствует рыцарским представлениям о ней Дон Кихота. Он видит не реальный, а воображаемый мир. И реальная жизнь разрушает его замыслы. Разрыв между представлением Дон Кихота о жизни и самой жизнью становится главной темой романа Сервантеса. Храбрость Дон Кихота, его готовность к подвигу, жажда справедливости, неприятие всякого зла не приносят пользы людям.
Большинство тех, с кем встречается Дон Кихот, не нуждаются в его героизме. Ни каторжникам, которых он освободил, напав на охрану, ни хозяину постоялого двора, ни пастухам не нужны его подвиги, которые он совершает ради них. «Сеньор кавалер! — обращается к нему хозяин постоялого двора. — Я вовсе не нуждаюсь в том, чтобы ваша милость мстила моим обидчикам… Я хочу одного — чтобы ваша милость уплатила мне за ночлег».
Дон Кихот становится свидетелем того, как дюжий сельчанин избивает пастушонка. Разобравшись и выяснив, что мальчишку избивают за то, что он попросил уплатить ему жалованье, которое он не получал девять месяцев, доблестный идальго приказывает отпустить мальчишку и заставляет хозяина поклясться, что тот заплатит пастушонку сполна. В восторге от своего благодеяния Дон Кихот поехал дальше, а сельчанин действительно «заплатил» пастушонку сполна — так отдубасил его, что тот едва остался жив.
Дон Кихоту, для которого верность слову — закон, не приходит в голову, что для множества людей слова, если они противоречат их корыстным интересам, — пустой звук. Он не думает о результатах своих поступков, ему важно оставаться верным своим идеалам.
После сражений и стычек, бесчисленных неудач и побоев, окровавленный, поверженный, Дон Кихот все равно считает себя правым. Сервантес создал героя, у которого слова не расходятся с делом. Люди, с которыми главного героя сводила судьба, привыкли к несовпадению между словами и делом, идеалом и действительностью. А Дон Кихот — цельный человек, не знает разлада между словом и делом.
Герой Сервантеса повидал людей разных сословий — от галерников до вице-короля Барселоны. И повсюду он сталкивается с ложью, несправедливостью, тупостью, косностью. Его поражает не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают никакой потребности в этом, свыклись со злом.
Поражение в поединке с Рыцарем Белой Луны, появление подложной книги о нем, в которой Дон Кихот изображен обыкновенным сумасшедшим, а Санчо — жадным обжорой, все это повергает рыцаря в уныние, в глубине его души зреет разочарование. Побеждают Дон Кихота священник, цирюльник, бакалавр Самсон Карраско — практичные люди, живущие здравым смыслом. Они не могут примириться с человеком, живущим в мире мечты, идеала.
Они убеждены в своей правоте и без колебаний прибегают к насилию: сжигают рыцарские романы, составляющие библиотеку Дон Кихота.
Трудно спорить с идейными противниками Дон Кихота. Но до чего беден и примитивен их бесчеловечный «разумный» мир! Здравый смысл, практицизм Самсона Карраска и его единомышленников вызывает нашу неприязнь, к фигуре ламанчского рыцаря и его оруженосца Санчо Пансе мы испытываем симпатию, хотя и смеемся над ними.
В конце концов, перед смертью, разум Рыцаря Печального Образа прояснился и он называл себя уже не Дон Кихотом, а Алонсо Кихано. Он проклинал проклятые рыцарские романы, помутившие ему разум, и умер спокойно, как не умирал ни один странствующий рыцарь. Санчо чувствует истинную причину смерти своего господина: «Величайшее безумие со стороны человека — взять да ни с того ни с сего и помереть, когда никто тебя не убивал и никто не сживал со свету, кроме разве одной тоски».
Дон Кихот умирает от большой тоски. Но Роман Сервантеса не оставляет ощущения безысходности, у нас остается какое-то светлое чувство, связанное с образом Рыцаря Печального Образа. Вызывают восхищение его бескорыстие, одержимость идеей защиты слабых, стремление преобразовать жизнь, упорное следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы эта цель ни противоречила грубой действительности.
Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»