Конкурс «Грамотей»
КОНКУРС «ГРАМОТЕЙ»
10 класс
Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________________________________
Блок 1. ФОНЕТИКА
1.1 Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
А) люк б) ожог в) араб г) краб
Ответ: а) ___________ б) ____________ в) _____________ г) ____________
1.2 В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) семь б) еж в) прелестный г) боюсь д) сеют
1.3 Укажите слово, в котором не все согласные звуки звонкие.
А) сдал б) береза в) мороз г) верба
Блок 2. МОРФЕМИКА
2.1 Укажите слово, образованное с помощью приставки.
А) восстановление б) подрубить в) пригорок г) отзывчивый
2.2 В каком слове нет суффикса — К-?
А) сварка б) припарка в) водомерка г) марка
2.3 Каким способом образовано слово БЕСПОЛЕЗНЫЙ?
А) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) приставочно-суффиксальный
Блок 3. ОРФОГРАФИЯ
3.1 В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
А) нагр…вать, стр…мление, соч…тающий б) под…рить, хв…стун, просл…вляя
В) переб…решь, к…варный, ст…рона г) об…яние, прик…снуться, л…скающий
3.2 Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
А) заг…рится, оз…рение, подр…сли б) пл…вчиха, р…сток, вым…кнуть
В) предл…гать, отр…сль, прик…снуться г) забл…стеть, выж…гать, нат…рать
3.3 Укажите ряд, в котором во все словах пропущена одна и та же буква.
А) з…облачный, пр…должить, с…звучие б) непр…ступный, пр…открыть, пр…морский
В) бе…голосый, и…давна, не…говорчивый г) роз…ск, вз…скать, не…звестный
3.4 Укажите ряд, в котором во все словах пропущена буква О.
А) камыш…вый, волч…нок, деш…вый б) переш…л, клоч…к, ж…лтый
В) расч…ска, девч…нка, ш…рты г) морж…вый, книж…нка, ш…рох
3.5 Укажите ряд, в котором в обоих словах пишется буква Я.
А) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т б) стро…щийся Дом, иголки кол…тся
В) крас…щие вещества, травы стел…тся г) пен…щиеся волны, соседи разбуд…т
3.6 Укажите ряд, в котором в обоих случаях пишется — НН-.
А) некоше…ая трава, соломе…ая шляпка б) жаре…ые в масле грибы, отчая…ый жест
В) книги прочита…ы, серебря…ые ложки г) прикова…ый узник, ветре…ый день
3.7 Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся раздельно.
А) задачи решены, кого спросить б) широкая дорога), очень ловкий
В) выученное вовремя, ответив на вопросы г) изменяемые слова, сказал громко
3.8 В каком примере выделенное слово пишется слитно?
А) Не делай ЖЕ, что и все, если все делают плохо.
Б) В дружбе доверие нужно ЖЕ, как надежность.
В) Зайдешь ТО серое здание и повернешь направо.
Г) Журналисты собрались в студии, БЫ обсудить злободневную проблему.
Блок 4. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
4.1 Выберите пару синонимов:
А) сплющивать — расплющивать б) скачивать — раскачивать
В) скручивать — раскручивать г) спиливать — распиливать
4.2 В каком предложении есть антонимы?
А) Свежих газет в киоске не оказалось, только вчерашние.
Б) К первому слагаемому надо прибавить второе слагаемое.
В) Ключом можно открыть замок, из ключа можно попить воды.
Г) Не надо тратить время на пустые, бесполезные разговоры.
4.3 В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?
А) С прогнозом погоды зрителей познакомила ЭФФЕКТНАЯ девушка.
Б) С заключительным аккордом балерина застыла в ЭФФЕКТНОЙ позе.
В) Для ЭФФЕКТНОЙ работы цеха необходимо отладить все механизмы.
Г) ЭФФЕКТНЫЕ комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
4.4 В какой паре фразеологизмы не синонимичны друг другу?
А) тертый калач — стреляный воробей б) что есть духу — во все лопатки
В) сесть на мель — сесть в калошу г) два сапога пара — одного поля ягоды
Блок 5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
5.1 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Набежали тучи, и хлынул ливень.
Б) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей!
В) После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики.
Г) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» — спросила учительница.
5.2 Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствие в данном предложении: Метались в воздухе подхваченные ветром сухие листья.
А) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
Б) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
В) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
Г) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
5.3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сразу же за рекой поднимаясь вверх виднелись скалистые горы очерченные снизу ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.
А) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3, 4, 5 в) 1, 2, 5 г) 1, 2, 3
5.4 Чем является инфинитив СПЕТЬ в предложении: Мое желание СПЕТЬ в хоре исполнилось.
А) сказуемое б) определение в) дополнение г) обстоятельство
КЛЮЧИ
10 класс
1.1 а) куль б) кожа в) пара г) парк 1.2 Г 1.3 В
2.1 Б 2.2 Г 2.3 А
3.1 Б 3.2 Б 3.3 Б 3.4 Г 3.5 Г 3.6 Б 3.7 В 3.8 Г
4.1 А 4.2 А 4.3 В 4.4 В
5.1 Б 5.2 Б 5.3 Г 5.4 Б
Конкурс «Грамотей»