Конкурс «По дорогам сказок»
5-й класс
Конкурс проводится после изучения раздела «Сказки» и может быть вынесен на внеурочное время, а может представлять из себя итоговый урок темы. Цель работы заключается не только в проверке знаний, но и в повышении интереса к книге, и в развитии речевых и актерских данных, наконец, в формировании традиции, о чем речь пойдет ниже. В данном материале основной упор сделан на авторскую, как русскую, так и зарубежную сказку, так как по русским народным сказкам проводилась отдельная работа. Подобная форма со временем должна стать традиционной, поэтому сразу оговариваются законы и правила игры.
Идея была позаимствована из журнала «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» .
Предварительно класс делится учителем на четыре равные по силам команды из 5-6 человек. Заранее обговариваются конкурсы, требующие предварительной подготовки. Ребятам должны быть заранее известны и правила работы, в начале же конкурса мы их еще раз напомним.
1. В конкурсе участвуют все, поэтому каждый имеет право выступить только раз .
2. Команды располагаются за круглыми столами, по возможности отдалившись друг от друга. Каждая команда готовит свое место и убирает его сама.
3. Если нет приглашенного со стороны жюри, учитель является судьей: он объявляет вопросы и задания, комментирует и оценивает ответы, подсчитывает в открытой таблице набранные баллы.
4. Слишком шумное обсуждение, пререкания с соперниками и судьей, невнимание к ответам карается штрафными очками.
5. Итоги конкурса подводим все вместе. Таблица баллов на доске.
Призов за конкурс не предусмотрено. Команда-победитель получает оценку «5»; второе место дает право на «4»; третье — на «3». Однако по усмотрению ребят могут быть выставлены более высокие оценки тем игрокам проигравших команд, которые оказались наиболее активными.
6. Обязательно обсуждаем с ребятами конкурс: какой уровень знаний был показан, в чем недостатки проведения и подготовки, кто был полезно активен, а кто оказался «балластом».
Разумеется, эти правила не учитывают всех ситуаций, возникающих во время подобных уроков, но этот набор обязателен — без него не получится игры.
Ход игры
Команды готовят и занимают свои места до прихода учителя. На доску выносятся название конкурса и таблица для подсчета баллов. Слово берет учитель.
— Итак, начинаем наше путешествие в мир сказки. Сегодня мы посмотрим, кто же из вас сможет стать лучшим проводником в этом удивительном мире, кто чувствует себя уверенно среди чудес, а кому еще нужно многое прочесть, прежде чем он сумеет назвать себя другом сказок и приключений. Но прежде всего пусть каждая команда выберет себе капитана-сказочника и соответствующее теме название — это поможет нам войти в мир сказки.
Предупреждаем, что для капитанов будет особый конкурс, поэтому права ответа на других этапах они лишаются. Названия выносятся в таблицу на доске.
Кто быстрей найдет тропинку
Обсуждение вопросов по 30 секунд. Право ответа дается командам по очереди, в случае если у команды нет ответа, отвечают те, кто раньше поднял руки. С пятого вопроса отвечает тот, кто первым готов.
— Героине какой сказки пришлось помочь трем друзьям, чтобы исполнилось ее заветное желание?
— Как зовут героя немецких сказок, очень напоминающего русского Иванушку-дурачка?
— Какой добрый сказочный герой и как мог вызвать слезы противника?
— Какой героине Андерсена и где поставлен памятник?
— Какое слово должен был сложить из льдин Кай, чтобы получить целый мир и новые коньки в придачу?
— За что «наградила» маленького Якова ведьма, дав ему огромный нос и сделав искусным поваром?
Конкурс требует предварительной подготовки. На одного участника команды готовят костюм сказочного героя. Естественно, «герой» должен все о себе знать. Костюм должен быть оригинален, узнаваем, а персонаж должен уметь задать о себе вопросы. Герой отправляется в соседнюю группу.
За шесть минут команда узнает героя, составляет его характеристику, отметив следующее: чем себя прославил герой, какие его качества и черты характера вы бы отметили? Один человек отвечает за команду и должен быть готов к вопросам самого героя. Оценивается глубина знаний, правильность ответов, а в герое — оригинальность костюма, знания о «себе», доброжелательность к соперникам .
Порядок выступлений определит жребий.
Что знает сказочник?
Без предварительной подготовки, за три минуты капитаны готовят вопросы друг другу и обмениваются ими. Вопрос приносит три балла, ответ — два. На случай затруднений у учителя имеются два-три вопроса, которые принесут меньшее число баллов.
Что за прелесть эти сказки!
Предварительно под наблюдением учителя команды выбирают и инсценируют фрагмент из сказки. По жребию определяется порядок выступлений. Инсценируя, ребята не называют автора и сказку. Соперники, узнав отрывок, поднимают руки.
Оценивается каждое выступление самими ребятами: посовещавшись, команда ставит оценку, а учитель затем выведет среднее арифметическое из всех оценок . Правильно определенные автор и название дают по два балла. При подготовке следует учесть, что эта часть не должна затягиваться, иначе она перестает быть интересной, поэтому отрывки выбираем небольшие и по возможности яркие.
Посмотрите, что за диво!
Игра проходит в два этапа. Сначала команды отправляют по одному-два человека для подготовки пантомимы. Эти ребята вытягивают карточки с именами сказочных героев и обдумывают, как при помощи пантомимы представить их.
Эти игроки изолируются от остальных. Команда в это время заслушивает фрагменты авторских сказок и определяет, о каком герое какой сказки идет речь.
Примерные варианты задания
1. «Никто не знает, что я ношу эту отметину — след ошейника. Однако я родилась среди людей, среди людей умерла моя мать — в зверинце королевского дворца. Поэтому я и заплатила за тебя выкуп…
Смолоду меня кормили за решеткой из железной миски, но вот однажды ночью я почувствовала, что я не игрушка человека. Одним ударом лапы я сломала этот глупый замок и убежала…»
2. «После долгих размышлений честолюбивый столяр решил, что эта штука для него полезна, так как дает ему большую власть над вещами. Но надо было проверить, как велика сила живительного порошка. На его столе стояло сделанное им самим чучело попугая с синими, красными и зелеными перьями.
Столяр достал щепотку бурого порошка и посыпал голову и спину чучела. Произошла удивительная вещь…»
3. » Он вдруг умолк и, показывая лапой на дверь, добавил:
— А вот и одна из них сама к нам пришла. Живая-живехонькая, но хочет быть супом.
Папа, Мама и все их Дети с удивлением уставились на незваную гостью.
— Такая молоденькая, — вздохнула мама…
— Я пришла не играть, а спасать! — гордо сказала она, даже ни разу не заикнулась.
— Жалкий маленький цыпленок хочет спасти самую храбрую в лесу семью, — засмеялся папа. — От кого же, разрешите спросить?..»
4. «Промелькнула под самым ковром громада санатория, от которой бежали к морю вниз по крутому берегу две голубоватые ниточки рельсов фуникулера. Еще несколько мгновений, и, подняв тучу брызг, ковер со всего хода шлепнулся в бассейн для плавания санатория имени Орджоникидзе… Борода теперь была бессильна».
Каждый узнанный герой приносит пять баллов. Затем выступают участники пантомимы. Их задача: представить без слов свои персонажи так, чтобы их узнали товарищи.
В зависимости от уровня класса могут быть предложены и другие задания: конкурс живых картин-иллюстраций к сказкам, словарная работа с отрывками — предлагаем по ключевым словам восстановить отрывок и охарактеризовать его; могут быть предложены вопросы-аукционы: балл зарабатывает тот, кто дал ответ в перечислении последним .
Конкурс хорошо оформят песни о сказках, помогут заполнить паузы.
Подводим итоги конкурса, выставляем оценки. Ребятам интересна сама игра, а для учителя, став традиционной, эта форма работы поможет проводить обобщение по тексту. Сначала такие уроки применяем после изучения крупных книг , а затем, постепенно приучив к культуре подобной работы, подходим к урокам-диспутам, заставляющим более глубоко вникать в текст.
Конкурс «По дорогам сказок»