Конспект урока для 1 класса «Добро и зло»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Березка» Щелковского муниципального района Московской области
Конспект урока для 1 класса
«Добро и зло»
Подготовила
Воспитатель детского сада
Свичкарь Светлана Владимировна
Щелково 2015
Цель. Учить мыслить при помощи системного оператора:
Трансформация сказочного героя во времени;
Видеть «тайну двойного» в каждом явлении — метод РТВ «Черный ящик»;
Мозговой штурм — решение противоречия ;
Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического Изображения предметов;
Учить видеть образ изображенный в стиле абстракционизма ;
Закрепить в сознании детей как не соблюдение правил поведения и навыков Личной гигиены влияют на внешность и личность человека, отношения к Нему окружающих, на примере: Бабы Яги;
Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимовыручки, Стремление придти на помощь в трудную минуту:
Предварительная работа:
Познакомить детей со сказками, в которых упоминается — Баба Яга:
«Гуси-лебеди»
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
«Маленькая Баба Яга»
«Василиса Прекрасная»
«Вниз по волшебной реке» Э. Успенский
«Домовенок Кузя» Т. Александрова и другие. План:
Откуда мы узнали про этого героя.
Найди спрятавшегося героя сказки.
Какой была Баба Яга в детстве и почему выросла такой?
Будущее злой Бабы Яги.
Оживи свою ладошку.
Домашнее задание. Ход занятия:
Первая часть.
Воспитатель, держа в руках игрушку Бабы Яги, спрашивает:
Откуда мы узнали про эту героиню? . Читать книги любят многие, это хорошо или плохо? — разбираются варианты предложенные детьми. Книги учат жить.
Узнаем много интересного. Можно научиться полезным вещам. Например, водить машину, лечить людей.
С помощью книг можно заниматься и обучать своих младших братьев и сестер. — Можно испортить глаза. Буду мало гулять. Будем меньше наблюдать окружающий мир и думать самостоятельно.
Можно долго читать о том, какое вкусное мороженое, но пока не попробуешь сам, ничего не поймешь.
— Ребята, у меня на столе лежит много книг, посмотрите на них внимательно, какие из них помогли узнать вам про Бабу Ягу? .
— Почему вы так решили? .
В каких сказках рассказывается о Бабе Яге? .
Как помогает вам иллюстрация представить героев сказки ? .
Правдоподобно или фантастично то, что изображено на иллюстрации? Что выдумано? Что можно видеть в жизни? .
Вторая часть. Воспитатель зачитывает 2-3 примера описывающих внешний вид
Бабы Яги:
» …Иду, мшу, стоит диковинная избушка на курьих ножках. Вхожу я в избушку, вижу, а в ней лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, губы на полке, нос в потолок врос. Старуха — слепая: она меня не видит, а чует по запаху.
Ворчит и пофыркивает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочию является, в нос бросается!…».
» …»Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-Яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает…».
Затем прослушать в грамзаписи фрагмент из фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Избушка на курьих ножках». Акцентировать внимание на злом образе героини сказок.
Ребята, пока вы слушали музыку, хитрая и коварная Баба Яга спряталась на вашем листочке. Найдите ее, поворачивая лист. Предложить детям обосновать свое решение.
Назовите три основных сказочных предмета, которые являются как бы Приметами Яги, сопровождают ее? .
Для чего нужна Яге метла? .
А что делает Яга с метлой после того, как полетает? .
Давайте, изобразим эти предметы на ваших листочках, для этого нам понадобится простой карандаш и линейка. Это поможет любому человеку, Заглянувшему в ваш рисунок, быстрее узнать сказочную героиню — Ягу. А чтобы вам легче было представить образ Бабы Яги, я включу еще одну мелодию, сочиненную о ней. (А.
Лядов «Баба Яга).
Третья часть. «Какой Баба Яга была в детстве».
— Всегда ли Баба-Яга была старухой?
Кто были ее родители? Родственники?
С кем она дружила?
В какие игрушки играла? Куда ходила в гости? .
Какие животные росли рядом с ней?
Злой или доброй была эта девочка?
Как и почему стала злой?
Почему Баба Яга выросла такой, какой мы узнали ее в сказках? .
Чему мы можем научить Бабу Ягу, чтобы она изменилась в лучшую сторону? . Четвертая часть. Беседа «Будущее злой Бабы-Яги».
Мы теперь знаем, какой Яга была в детстве. А во что злая старуха может Превратиться в дальнейшем?
Послушайте, что однажды произошло в лесу. Баба-Яга продолжала пакостить.
Вдруг нежданно-негаданно из дальнего леса приехали к ней в гости племянницы. Несмотря на родство с вредной бабкой, девочки были очень добрыми. Никому не запрещали в лесу ягоды, орехи и грибы собирать.
Припозднившегося путника встречали добром: кормили, поили, спать укладывали. Стали люди в лесу появляться. Девчонки не только добрыми были, но и веселыми. Любили петь, плясать, наряжаться.
И так они всем понравились, что назвали племянниц Ягобабочки. Старухе с певуньями да затейницами веселей жить. Смекнула Баба-Яга, что доброй быть лучше. Лето кончилось. Уехали Ягобабочки.
Как быть?! Неужели снова злиться да пакости делать!? Нет!
Себе Дороже будет. Стала Яга в лесу ягоды собирать, на рынке торговать и детям раздавать. Прозвали ее с тех пор Бабой Ягодкой.
И то лучше! А то злилась бы злилась… Так недолго и в скрюченную корягу превратиться.
Всегда ли она была злой и совершала плохие поступки?
Зависит ли поведение героини, от того с кем она дружит, рядом живет, с кем проводит все свободное время? .
Кто из вас хотел бы с ней подружиться и помочь ей исправиться? Как вы это сможете сделать? .
Пятая часть. «Оживи свою ладошку».
Цель.
Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического Изображения предмета, развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется» в ладошке. .
Поощрять самостоятельность и инициативу при выборе содержания изображаемого: использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому.
Воспитатель.
— Сегодня, мы поиграем в волшебников, добрых, умных и веселых. Представьте себе, что вокруг нас все необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за Окном проплывают волшебные облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на слонов и бегемотов, на русалок и рыб. Пока мы — волшебники, давайте подарим Бабе Яге хороших верных друзей.
Для этого мы опишем свою ладошку. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Лист с силуэтом можно поворачивать, как угодно.
Помните, что характер героя, его настроение можно отразить цветовым решением.
Работа детей. Рассматривание работ.
— Но как нам ваши рисунки передать Бабе Яге? Давайте сложим их в конверт и по почте отправим в сказочный лес. .
Часть шестая. Домашнее задание.
Воспитатель обращает внимание детей на листы с изображение Бабы Яги и предлагает выполнить им домашнее задание.
— Нарисуйте портрет злой Бабы Яги. Не забудьте, что злая старуха — женщина. Она любит одеваться, делать прически. На портрете она может быть в платке, шляпе, капюшоне. Бабка любит носить украшения.
Мухоморы — в волосах и на шляпах, сухие грибы — вместо сережек, бусы из ягод и коряг. Когда Баба Яга злится, Она машет метлой, скалит кривые зубы, которые у нее редко растут, растопыривает длинные корявые пальцы…
А завтра мы с вами рассмотрим получившиеся портреты Бабы Яги и оформим выставку.
Конспект урока для 1 класса «Добро и зло»