Конспект урока для 2 класса «Сказочные кружева Балахны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №39 г Арзамас Нижегородской области
Конспект урока для 2 класса
«Сказочные кружева Балахны»
Воспитатель группы компенсирующей направленности
Кривоногова Татьяна Ивановна
Г Арзамас
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Образовательная область : «Труд»
Цель:
Формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края.
Задачи:
Приобщать детей к восприятию народного искусства родного края;
Знакомить с народным творчеством — кружевоплетением;
Формировать умение видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях;
Развивать творческие способности, мышление, воображение, эстетическое восприятие;
Воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям; уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи;
Обогащать словарный запас детей специальной терминологией: «коклюшки», «сколок», «кружева», «мастерская», «узор»;
Приобщать детей к музыкальному искусству.
Материал: : Кружевные салфетки разного размера и цвета, платки, воротнички, манжеты, одежда, тематические иллюстрации, коклюшки, нитки разного цвета для плетения косичек, крючки, подушечка , булавки с круглыми головками.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций и предметов с Болохнинскими кружевами, знакомство с русскими костюмами, в украшении которых присутствовали кружева, пение песен, чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, беседы о русском быте и традициях.
Правила по техники безопасности:
Хранить булавки в игольнице,
Бережно относится к своей работе и инструментам для работы,
Не брать булавки, крючки в рот, не вкалывать их в одежду,
Приводить свое рабочие место в Порядок,
В случае травматизма, плохого самочувствия обратиться к педагогу за помощью.
2. Ход непосредственно образовательной деятельности .
Воспитатель и дети в русских народных костюмах под музыку «Во поле березка стояла» входят в зал .
Воспитатель читает стихотворение
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотые кружева,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
А. Плотников.
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в старинной мастерской, где люди занимались старинным мастерством — кружевоплетением.
Рассказ педагога об истории русского кружевоплетения :
Ребята, а вы знаете, откуда кружева получили свое название? В старину одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились — «узор кружится», от этого, и появилось такое название — Кружева. Очень многие женщины и богатые, и бедные плели кружева.
Богатые плели золотыми нитями, бедные — белыми. Чтобы не было скучно, мастерицы пели песни. Красота балахнинских русских кружев ценилась не только в России, но и далеко за ее пределами. Русское кружево Балахны, создаваемое руками наших мастериц — одно из красивейших народных промыслов. балахнинское кружевоплетение отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров.
В старину, когда девушке собирали сундук с приданным, туда обязательно складывались кружевные скатерти, носовые платочки, салфетки. Современное кружевоплетение Балахны, как вид декоративно — прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого. Следует отметить, что плетение кружев — занятие интереснейшее. Стоит только один раз «сесть за коклюшки» и они будут притягивать Вас снова и снова. Тем более, что инструмент для плетения был нехитрый.
Процесс плетения кружев не требовал особых помещений и приспособлений. Кружева плели дома, используя простой комплект для плетения, состоящий из подушки, козел, сколка , металлических булавок, ножниц и коклюшек. Изделия балахнинских мастериц высоко ценились и предлагались на продажу в ярмарочных кружевных рядах, а также попадали во многие города России : Москву, Казань, Самару, Владимир, Орел, Харьков, Астрахань и за границу — Париж, Вену, Лондон. Исторический факт — свадебное платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
Ассортимент кружевных изделий был многообразен. С одной стороны — это бельевое кружево : концы полотенец, простынь, подзоры, салфетки, скатерти, кружево на отделку подушек, на комоды, подносы ; с другой — изделия для отделки женской, а также мужской одежды : галстуки, пояса, каймы платков, наколки на прическу, головные уборы , перчатки, кофты, платья, воротники, манжеты, накидки, шали, косынки и платки. Балахна, которая так же, как и наш Арзамас, в котором живем мы с вами, находится в Нижегородской области, стала центром кружевоплетения Нижегородского Поволжья 200 лет назад. С незапамятных времен Балахна славилась своими самобытными промыслами и ремеслами, но особое место среди них занимал чисто женский, кружевной промысел.
Кружевоплетение стало широко распространяться в крестьянскую среду, охватив близлежащие волости обширного Балахнинского уезда, но центром плетения всей Нижегородской губернии оставалась Балахна, где сложился свой «балахнинский манер» плетения кружев.
Воспитатель : Ребята, скажите, а вы когда — нибудь, любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветки переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи?
Ответы детей : 1.Я видел деревья, у которых ветки переплелись между собой; 2.Я видела солнце, которое выглядывало через веточки.
Воспитатель : Жаль только, что эта красота не долговечна — пригреет солнышко, подует ветер — и нет ее, а вот эти ажурные узоры, это сказочная красота не исчезнет, не растает.
Ребята, давайте подойдем к выставке и посмотрим на представленные изделия, созданные из кружев: салфетки, платки, воротнички, манжеты, одежда.
Дети проходят к выставке и рассматривают представленные экспонаты.
Воспитатель : Посмотрите, какие это узоры, кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, словно какая-то загадка заключается в замысловатых узорах. Кружевами украшают одежду, белье, салфетки, вазы, закладку для книги и т. д. Самые известные модельеры работают с кружевом.
Дети: А кружева плетут из ниток и раньше и сейчас?
Воспитатель: Да, ребята, кружева и раньше плели из ниток и сейчас плетут из них. А нитки бывают разные, вот посмотрите , намотанные на коклюшки. Коклюшки это круглые деревянные палочки с головкой на одном конце. На шейку коклюшки наматывают нити и плетут кружева.
Перекидывая одну коклюшку на другую. Еще делают специальную подушечку, в которую воткнуты булавки с твердой головкой . Нити обвивают вокруг булавок и сплетают в прекрасные кружева.
Предложить детям рассмотреть крючки № 0; 1; 2.
Воспитатель : Ребята, крючки тоже использовали и используют сейчас в плетении кружев.
Воспитатель : Ребята, а давайте представим, что мы с вами — настоящие мастера, которые умеют плести красивые кружева. Сейчас я скажу волшебные слова, и мы превратимся в известнейших мастеров и сплетем простой и в тоже время основной прием плетения, который называется «плетешок — косичка».
Воспитатель произносит «волшебные слова», Дети садятся за столы и начинают плести косичку.
Дети : А давайте, как было в старину. Вы рассказывали, что когда плетут кружева, поют русские песни. Давайте споем нашу любимую песню.
Песня .
Рядом с осинками в синих косынках Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы, — С этою красою ничто не сравнится. Звонкими волнами кружатся краски. Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не смог повторится.
По окончании воспитатель предлагает организовать мини-выставку детских работ, назвать ее и оценить получившиеся работы.
Конспект урока для 2 класса «Сказочные кружева Балахны»