• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Конспект урока для 5 класса на тему «Существительные одушевленные и неодушевленные»

 

Конспект урока для 5 класса на тему «Существительные одушевленные и неодушевленные»

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ»№ 66

Учитель Сафина Аниса Мансуровна

Класс 5

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: Урок-путешествие. Существительные одушевленные и неодушевленные.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели урока:

1) Формирование представления об именах существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы;

2) Развитие умения различать существительные одушевленные и неодушевленные.

3) Воспитание внимания, трудолюбия, интереса к урокам русского языка.

Оборудование: Карта путешествия

Учебный класс с демонстрационным проектором

Дидактические материалы: Презентация.

Ход учебного занятия.

Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся и гостей. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с картой путешествия.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа: знакомство с картой путешествия.

— Начинаем путешествие.

Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Работа в тетрадях. Путешествие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

Предлагаю отправиться в путешествие вот на этом замечательном корабле

Но для того чтобы подняться на палубу корабля, необходимо сделать записи в бортовом журнале. Взяли тетради, ручки — записываем число.

ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ

КЛАССНАЯ РАБОТА

-Вот мы и на палубе. Теперь вперед — покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.

!

Учащиеся записывают в тетрадях число.

«Остров Незнайки».

— Первая наша остановка — «Остров Незнайки».

Здесь нас ждет Незнайка. Он, как всегда, что-то не понял. Поможем ему?

Учащиеся выполняют задание.

— Давайте зачитаем выписанные вами словосочетания.

1 — В

2-В

Молодцы!

— Но Незнайка не знает, что же обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают?

— Правильно. По местам. Плывем дальше.

-Работа в тетрадях.

Задание: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания типа:

1 вариант — «Сущ. + Прил.»

2 вариант — «Сущ. +Сущ.»

Во мгле холодной

Спускаться вниз

В синюю высь

Помощь другу

Спокойное море

Дневник матроса

Подниматься в гору

На борт корабля

«Остров Ошибок».

— Наш корабль приближается к острову «Ошибок».

— Но что это? Нас пытаются захватить пираты!

Они хотят нам помешать. Чтобы оторваться от них, нужно решить ребус и выполнить задание.

— !Проверяем: Зачитайте свои предложения.

Обратите внимание на свои записи. Каким членом предложения является слово у 1 варианта? А у 2 варианта?

? — Какой вывод можно сделать по этой работе?

— Плывем дальше.

Задание: Составьте и запишите в тетрадях предложения с данным словом по схемам, подчеркните слово АКУЛА как член предложения.

1 В —

2 В —

(Пример:

1. Огромная акула плывет в океане.

2. Мы поймали огромную акулу.)

Остров «Кто? Что?».

— Мы приближаемся к острову «Кто? Что?». На нем живут два добродушных веселых дельфина. Одного зовут — КТО, а другого — ЧТО. Они очень любознательные. Хочется им узнать как можно больше об имени существительном.

-Поможем им?

Знакомятся с жителями острова, выполняют задания.

Задание: распределите имена существительные в два столбика:

КТО? ЧТО?

Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, матрос, небо, звезды, океан, море, русалка.

Физическая минутка.

— Вы устали, давайте бросим якорь и немного отдохнем.

— Встали и повторяем за мной.

Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей.

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулачке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать

Сядем дружно на песок.

Продолжаем наш урок.

Учащиеся повторяют за учителем движения.

Продолжение.

— Сверим ваши записи со слайдом.

КТО? ЧТО?

Кит Берег

Чайка Брызги

Акула Дно

Матрос Небо

Русалка Звезды

Нептун Океан

Учащиеся проверяют выполнение работы, сопоставляя со слайдом.

Новый материал.

— Сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с двумя понятиями, о которых вы еще не говорили, но, возможно, уже слышали.

— Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные одушевленные служат названиями живых существ и отвечают на вопрос КТО?

Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а так же предметов растительного мира и отвечает на вопрос ЧТО?

— У вас на столах есть памятка — подсказка по данной теме. Так вот руководствуясь данной памяткой, давайте выполним такое задание:

-Вывод.

— Плывем дальше.

Учащиеся слушают учителя и наблюдают за слайдами.

Задание: Какое слово в каждой строчке лишнее:

Школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;

Мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвертка;

Леший, растение, русалка, кукла, ангел;

Водяной, водитель, вода, водолаз.

ПАМЯТКА — ПОДСКАЗКА.

Одушевленные имена существительные

Неодушевленные имена существительные

Названия предметов живой природы

Названия предметов неживой природы

Названия богов

Названия растений

Названия мифических существ

Названия планет по имени богов

Названия фигур в играх

Названия игрушек, механизмов, изображений человека

Мертвец, покойник

Труп

Рифы.

-До «Плавучего острова» осталось совсем немного. Но что это — РИФЫ. Сделаем небольшую передышку.

— Вывод: Автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными.

— Перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

Например: Незримо по лесам поет и бродит осень.

Дремлет бор.

Море смеялось.

-Вывод: Далее при анализе поэтического текста вы будете всегда находить изобразительные средства.

Задание: Найдите и выпишите из стихотворения имена существительные. Определите, одушевленные они или нет:

Волны мчатся и грохочут,

Ветер свищет в небесах.

Мачты гнутся и скрипят.

Ждут ответа от ребят.

Ученики слушают учителя и следят за слайдами.

Заключение.

— Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Запишите самостоятельно тему сегодняшнего урока.

— Как она звучит? .

— Ну что ж, завершается наше путешествие. Вот и «Плавучий остров».

А на нем чудо дерево растет

Чудо, чудо, чудо-расчудесное.

Ни листочки на нем,

Ни цветочки на нем,

А буквы из азбуки,

Вкусные, сладкие!

Дома: У вас на партах лежат листочки, на них домашнее задание. Подпишите свой листочек и завтра сдайте своему учителю.

— Спасибо вам за урок. Наше путешествие закончилось.

Учащиеся обобщают материал по теме. Получают домашнее задание.

Карточка № 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением.

Глубинные рыбы.

В глубине моря царит т…мнота.

Там плавают св…тящиеся рыбы. У каждого вида ры…сверкают разные ог…ньки. У многих рыбок очень сильный свет.
Такие ры…ки даже хищника могут…сл…пить.

Карточка № 2

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением.

Рыбки.

Есть ры…ки — д…моседы. Всю жизнь…ни ж…вут на одном месте. А другие рыбки вечно в движении.

Они коч…ют по м…рям и океанам.

Домашнее задание:

1) Распределить данные существительные в два столбика:

Одушевленные Неодушевленные

Трамвай, пассажир, ласточка, тюльпан, дирижер, троллейбус, астронавт, заяц, подснежник, береза, ромашка, священник, коридор, парашют, нарцис.

2) Выпишите из учебника «Литература» примеры олицетворений.



Конспект урока для 5 класса на тему «Существительные одушевленные и неодушевленные»

Другие сочинения по теме:

  1. Конспект урока технологии для 5 класса на тему «Молоко и молочные продукты» Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Данные об учителе: Медведева Вера Викторовна МБОУ «СОШ № 43», г....
  2. Несклоняемые имена существительные К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования. В группе...
  3. Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Химический состав клеток. Органические вещества» Конспект урока биологии для 6 класса По теме «Химический состав клеток. Органические вещества» Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии Филиала МБОУ...
  4. Конспект урока русского языка на тему «Поможем Доброй Фее» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО Г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» Конспект урока русского языка на тему...
  5. Род несклоняемых существительных По существующим правилам все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду: коммюнике, такси, метро,...
  6. Конспект урока ОБЖ для 2 класса «Настроение и здоровье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик» Конспект урока ОБЖ для 2 класса «Настроение и...
  7. Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка» Конспект урока для 1 класса «В гостях у сказки «Заюшкина избушка» Подготовила воспитатель Дошкольной группы: Ширшова М. М. 2014год. Конспект...
  8. Конспект урока для 1 класса «Наблюдение за рыбкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В средней группе Акименко Ольга Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад...
  9. Конспект урока для 2 класса «Мебель» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Хрусталик» города Белово Кемеровской области Конспект урока для 2 класса «Мебель» Подготовила...
  10. Конспект урока окружающего мира для 1 класса «С лукошком за грибами» План-конспект урока 1.Тема урока: «С лукошком за грибами» 2.Предмет: Окружающий мир 3.Класс: 1 4.Автор разработки: Дериземля И. Н 5.Образовательное учреждение:...
  11. Конспект урока для 1 класса «Веселая масленица» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения №169 «Детский сад комбинированного вида» Конспект урока для 1 класса «Веселая масленица» Подготовила воспитатель Перелыгина...
  12. Конспект урока для 2 класса «Красная Шапочка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №34 «Кораблик» Астраханской области, г. Астрахани Конспект урока для 2 класса «Красная Шапочка» Подготовила...
  13. Конспект урока для 1 класса «Веселые клоуны» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста № 29 » Огонек» города Дубны Московской области Конспект урока...
  14. Конспект урока музыки для 1 класса «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — д/сад № 73» Конспект урока музыки для 1 класса «Колобок» Подготовила:...
  15. Конспект урока литературы для 1 класса «Русская народная сказка «Снегурочка» Занятие. Русская народная сказка «Снегурочка». Оборудование: Иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика. Задачи: — развивать слуховое...
  16. Отглагольные существительные Близка по сути к неуместному использованию канцеляризмов другая распространенная ошибка — злоупотребление отглагольными существительными. Использование их без необходимости тоже «утяжеляет»...
  17. Конспект урока на тему «Русские народные инструменты» Русские народные инструменты. Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Русские народные духовые инструменты . Цель: познакомить учащихся с русскими...
  18. Конспект урока ОБЖ на тему «Осторожно, огонь!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28. Каневской район станица Новоминская Конспект урока ОБЖ на тему » Осторожно,...
  19. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях — Правописание гласных, Орфография Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях Гласные в некоторых неударяемых падежных...
  20. Конспект урока развития речи. Тема: «Домашние животные» Учебные цели: 1.Узнавание и называние диких животных изображенных на рисунке. 2. Работа с ситуативной картинкой. Составление простой фразы на основе...
« О времени и о себе
Урок рисования для дошкольников. Деревья в сентябре »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения