Конспект урока «Культура и религия» 4-5 класс
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Конспект урока
Культура и религия
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Матвеева Наталья Владимировна
ГБОУ СОШ № 541 ЮЗАО
Москва 2012
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура», «религия»; помочь сформулировать цель изучения курса.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть понятие «религия», рассмотреть этапы развития религиозных верований, показать роль ритуалов в религиозной жизни, Формирование понятий: религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам;
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи
Развивающая: Через игровые моменты способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.
Оборудование:
Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др.;М., 2012
Электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
Интерактивная доска SMARTBoard
Презентация для интерактивной доски
Тетради учащихся.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
— О чем беседовал с родными и друзьями?
— Что нового узнал для себя?
— Что такое духовный мир человека?
— А что такое культурные традиции?
— Ребята, кто из вас хочет рассказать о традициях своей семьи?
— Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
3. Новый материал. Сообщение учителя.
Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. Слово «религия» произошло от латинского слова, которое переводится «связывать, соединять». Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
Различные верования людей, например, в единого Бога или во многих богов, в духов, ангелов и других подобных существ;
Поведение людей в повседневной жизни;
Участие людей в религиозных действиях — ритуалах.
Ритуалы — это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов.
— Запишите в тетрадь определение религии. Слайд 2.
4. Работа с текстом — с. 6 — 7.
— Прочитайте статью учебника. Пометьте себе, какие же религии бывают. Выпишите в тетрадь основные понятия.
Дети читают текст учебника. Выполняют задание. Получается:
Первобытные верования
Древние религии
Традиционные верования
Национальные религии
Мировые религии
Потом ученики осуществляют взаимопроверку.
Далее слайды 3-6 используются для повторения нового материала. Показ слайдов сопровождается сведениями, которые Дети получили из статьи учебника и теперь озвучивают самостоятельно.
— Какие же религии являются традиционными в России? Ответ на этот вопрос вы найдете на с. 7 .
5. Повторение материала.
Слайды 7 — 9 используются для закрепления изученного материала
6. — А теперь вспомним все, о чем сегодня говорили на уроке и проверим свои знания, а поможет нам электронное пособие. Дети помощью диска проверяют прочность знаний.
7. Подведение итогов.
— Что такое религия?
— Какие бывают религии?
— Какие в России религии являются традиционными?
8. Домашнее задание
— Узнайте, какие религии преобладают в Москве и МО.
Использованные материалы:
Учебник «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др.;М, 2012
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 кл., книга для учителя (Под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой ; М., 2012
Электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»
Конспект урока «Культура и религия» 4-5 класс