Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»
МДОУ Центр развития ребенка
» Детский сад №34 «Золотой ключик» г. Северодвинска
Архангельской области.
Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории
Думина Ирина Эдуардовна
Г. Северодвинск
2015г.
Программное содержание :
1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.
3.Формировать интерес к учебной и исследовательской деятельности.
4.Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и
К людям, прославившим его.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы .
Заучивание стихов.
Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.
Просмотр видеофильма «Музей М. В. Ломоносова в Холмогорах».
Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М. В. Ломоносову.
Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.
Занятие и выставка детских работ по мозаичному искусству.
Изготовление костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.
1 . , Воспитатель Читает стихотворение)
Много ль известно вам мест, где случается чудо?
Мест, где творится история наша с тобой?
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это северной землей.
Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.
Здесь имена и событья, и судьбы людей,
Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,
Место рожденья героев сегодняшних дней!
Выпало нам быть творцами великих событий,
Счастье растить города и детей и цветы,
В мире великих людей и великих открытий,
В мире, где просто сбываются наши мечты.
В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,
Где еще песни о главном поют за столом,
Где говорят с уваженьем — Архангельская область.
Область надежды, которую домом зовем!
2 . Хоровод «СЕВЕРНЫЙ»
1.За рекой у ворот, где рябина растет
Мы с подружками сегодня заведем хоровод.
2. Не спроста говорят, что наш север богат,
Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.
3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,
Полюбил всей душой север наш дорогой.
4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.
Голубику и морошку собирать в лес пойдем.
3 . , Воспитатель читает текст)
— Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них — Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне.
Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы.
Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.
Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
— Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни «Детство Ломоносова».
Воспитатель:
— Ох, и трудно было маленькому Ломоносову: мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные — грамматика и арифметика.
Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет Михайло в море с отцом выходил.
.
Воспитатель:
— Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в «чехарду», «лапту», «Золотые ворота»
4 Русская народная игра » Золотые ворота» .
Золотые ворота, проходите детвора
Первый Царь пройдет всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
5 Воспитатель:
— Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни — путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии.
И было ему всего 19 лет.
Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,
Рукою об руку стуча,
Приблизился к Михайло:
Старик: — Скоро
Ты обратишься в москвича.
Гляди, да станешь барин грозный,
Забудешь, кем и где рожден!….-
Воспитатель: Потом подумал и серьезно
Добавил на прощанье он:
Старик: — Пришел не к батюшке родному,
Ты ни кому не нужен тут…
Ходи всю ночь от дома к дому —
Нигде приюта не дадут.
Вот кулебяки, пригодятся!
Бери же, что за разговор…
Еще придется поскитаться,
Но ты держись: ведь ты помор!
… Домой вернемся, в Холмогоры,
И за тебя влетит еще…-
Воспитатель: Ответа не найдя помору,
Котомку, вскинув на плечо,
Пошел Михайло Ломоносов,
Сдержав рыдание с трудом.
Воспитатель:
— И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в » низший» класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые ребята, видя его, смеялись:
1-й ребенок: — Сломаешь, Ломоносов, дверку!
2-й ребенок: — А голова цела, проверь?
3-й ребенок: — С Михайло снять бы надо мерку
Пред тем, как делать эту дверь!
Воспитатель:
— Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:
Ломоносов :
— Что с тобой делать?
— На крышу забросить?
Воспитатель:
— Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.
— Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет.
А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!
.
Ломоносов:
— Это чистая вода — здесь молекулы чистой воды , а это цветная вода — здесь молекулы цветной воды . Я медленно добавляю цветную воду в обычную, и молекулы, как маленькие человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.
Воспитатель:
— И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество , а теперь — крепкий камень . Молодцы ребята!
Садитесь.
6. Воспитатель:
— И вот этап последний — Ломоносов — ученый , посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:
— Какие самые первые и любимые книги Ломоносова?
— Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? .
— Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? .
— А в физике, что открыл великий ученый? .
— Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов?
Воспитатель:
— Во всех областях науки проявил себя наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!
1-й ребенок:
Восславим, братья, человека,
Который славу родине принес!
Восславим время того века,
В котором родился и вырос он.
2-й ребенок:
Он внес в науки эту душу,
Вложил все силы и труды,
Прославил родину, науку,
Себя прославил и труды свои.
3-й ребенок:
Он рос, к науке страстно тяготился,
Учился в школе за двоих,
Усердно занимался, не ленился
И преуспел в трудах своих.
4-й ребенок:
Он изучал науку за наукой,
Стремился истину постичь,
Что непонятно объяснить
И для России в пользу обратить.
5-й ребенок:
Сбылось предначертание судьбы,
Пройдя чрез все,
Стремленье к знаньям победило,
И он себя прославил и Россию!
Воспитатель:
— Гениальность нашего земляка, великого помора М. В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.
Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»