Конспект урока музыки «Оркестр русских народных инструментов» 4 класс
Урок по музыке в 4 классе на тему: «Оркестр русских народных инструментов».
Разработала учитель музыки
Васильева О. В.
Тип урока: «Урок изучения новой темы».
Цель урока : Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.
Задачи:
1. Формирование знаний о русском народном оркестре.
2. Приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.
3. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.
Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.
Оборудование: Фортепиано, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть .
3. Практическая часть .
4. Подведение итогов.
Ход урока
Звучит музыка «Полянка». Дети стоя приветствуют учителя.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Бубен есть. Трещотка, дудка,
Балалайка, гусли, домра,
Есть баян и вот гармошка,
Даже расписные ложки,
Все играют звонко, дружно,
Слушать их не надоест,
Отгадать, ребята, нужно
Что же это… наш ОРКЕСТР?
Учитель: Действительно, тема нашего урока
«Оркестр русских народных инструментов»
Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите — какие?
Самый большой — симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? , ударные) .
В оркестре русских народных инструментов их тоже три — струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные — от камня, струнные — от поющей тетивы, медные — от морской раковины, деревянные — от тростинки.
А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? .
Русские гусли . Показ инструмента.
Пальцы скорые, струны тонкие,
Отзываются гусли звонкие.
Песня длинная, песня славная,
Вся былинная, стародавняя.
Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Кто может назвать их? .
Кто может рассказать про Садко? Слайд № 2.
Что из себя представляет инструмент? — доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами — старинные крыловидные гусли.
Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца — гусляра Бояна. Такие музыканты — сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором . Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» — гудеть .
Самые древние гусли — звончатые. В наше время появились разные варианты гуслей . .
Домра — струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? — да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором.
Этот инструмент — основа народного оркестра. .
В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления. Кто знает, как называли таких артистов? — правильно, скоморохи.
Скоморох настроит домру,
Скоморох достанет дудку,
И людей честных и добрых
Рассмешит веселой шуткой.
Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских.
Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру.
Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 в. нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев смог возродить этот инструмент.
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого — либо народа. У русских это балалайка.
Балалайка
Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 — 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни.
Про нее складывали сказки. Балалайка — струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.
Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В. В. Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется » Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева».
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят из моды вышли
Песни русской старины!..
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
Балалайка, балалайка,-
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, поддай-ка!
Растревожь меня вконец,
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!
Трек № 2
Духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются?
Большинство русских народных духовых инструментов — из дерева Слайд №9.
Жалейка
Жалейку смастерить —
Простое дело.
Всего и нужно —
Бузина да нож.
Но чтоб она
В руках твоих жалела,
Тут важно,
Что ты в трубочку вдохнешь.
Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр жалейки — пронзительный, гнусавый. Самый близкий ее родственник — пастуший рожок.
К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней.
На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой.
За лес тихонько солнце село,
Туман спустился на лужок,
Жалейка жалобно запела,
Грустит о чем-то пастушок. Трек №2
Ребята, а из чего можно сделать свистульки? Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в Тамбовской области своими свистульками славились мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев.
На крылечке я сидел
И в свистульку я свистел.
Воробей меня услышал-
На крылечко прилетел.
Он чирикал, я свистел.
Трек №2.
Ударные инструменты Почему так называются?
Возникли раньше всех.
Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.
Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
Трещотки. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Бубен просто встряхивают, треугольник ударяют палочкой.
Все эти инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент?
— . Ребята, это Рубель. В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье
Сначала ложкой съел я кашку,
Погладил рубелем рубашку,
Потом на рубеле и ложках
Я вам сыграл еще немножко.
Трек №2 Слайд №13.
Гармоники — запись в тетрадь, карточка на доску, .
Изобретена была в Германии, но в России преобразилась, словно заново родилась, и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию вначале привозили как сувениры.
Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах. В каждой губернии делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др.
Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях . Меха — та часть, что сдувается и раздувается, — из картона, кожи и жестких рамок. Звук — от движения воздуха.
Инструмент и носить легко и играть на ходу можно. — Баян — усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.
Баян — потомок удалой гармошки.
Назван так в честь русского певца.
И сыплют дробью русские сапожки
Под чистый звук баяна — молодца.
Трек №2 Слайд № 16
У нас в городе есть замечательный оркестр русских народных инструментов » Россияне». Оркестр участвует во многих конкурсах и известен не только в нашей области. Слайд № 17 Трек №3.
Давайте с вами попробуем подвигаться под эту музыку — ритмическая гимнастика
3. А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? — шумовые
Те ребята, у кого есть на столах ложки , возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображен на доске.
Те ребята, у кого есть на столах металлофон, ксилофон, колокольчик, треугольник , возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображен на доске.
Те ребята, у кого есть на столах бубны, рубель , возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображен на доске.
Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми. Mолодцы!
А сейчас давайте попробуем исполнить на инструментах русскую народную песню «Во саду ли в огороде».
Репетиция «Во саду ли в огороде». Первый раз попробуем подыграть мелодии песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм .
А теперь исполним еще раз немного смелее.
Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?
Ученики: Да!
Учитель: Молодцы! Я тоже вами довольна!
Учитель: А теперь я предлагаю вам побыть не только в роли музыкантов оркестра, но и певцов.
Исполнение песни «Калинка» МОЛОДЦЫ!
Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры.
Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу
— А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
Игра «Третий лишний».
— Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Бубен, трещотка, Литавры.
Домра, труба, свирель.
Балалайка, скрипка, гусли.
Жалейка, ложки, рубель
Гармошка, свистулька, дудка
Балалайка, домра, дрова
А сейчас Музыкальные загадки:
Определить какой звучит музыкальный инструмент?
Необходимо определить какой из оркестров звучит?
А сейчас отгадаем Кроссворд и его ключевое слово —
1.Ими щи хлебают
Барыню играют — Ложки
2. В руки ты ее возьмешь.
То растянешь,
То сожмешь — Гармонь
3.У нее есть три струны
Их рукой щипать должны — Балалайка
4.Бубенцами зазвучу.
Меня положишь-
Я молчу — Бубен
5.А Садко на них играл
И душевно напевал — Гусли
6.Ой, трещит она, трещит,
Всех игрою веселит!- Трещотка
7.Раз дощечка, два дощечка
Озорно играют.
Как сороки затрещат
Все уши затыкают — Дрова
Заключение. Урок подходит к концу.
Домашнее задание.
Нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, в классе мы устроим выставку ваших рисунков.
Итог урока, рефлексия. У каждого на столе лежит кружок со смайликом — посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите того, который соответствует вашему. А я посмотрю с каким настроением вы уходите в свой класс… Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, и я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока.
До свидания.
Ударные
Медные духовые
Деревянные духовые
Струнно-смычковые
Струнно-щипковые
Трещотки | Домра |
Балалайка | |
Жалейка | Гусли |
Бубен | |
Саксофон | Свирель |
Дудка | |
Ложки |
Игра «Третий лишний» — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Бубен, трещотка, литавры.
Домра, труба, свирель.
Балалайка, скрипка, гусли.
Жалейка, ложки, рубель
Гармошка, свистулька, дудка
Балалайка, домра, дрова
Игра «Третий лишний» — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Бубен, трещотка, литавры.
Домра, труба, свирель.
Балалайка, скрипка, гусли.
Жалейка, ложки, рубель
Гармошка, свистулька, дудка
Балалайка, домра, дрова
Игра «Третий лишний» — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Бубен, трещотка, литавры.
Домра, труба, свирель.
Балалайка, скрипка, гусли.
Жалейка, ложки, рубель
Гармошка, свистулька, дудка
Балалайка, домра, дрова
Игра «Третий лишний» — Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Бубен, трещотка, литавры.
Домра, труба, свирель.
Балалайка, скрипка, гусли.
Жалейка, ложки, рубель
Гармошка, свистулька, дудка
Балалайка, домра, дрова
Конспект урока музыки «Оркестр русских народных инструментов» 4 класс