Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»
Урок музыки — 5 классКонспект урока музыкив 5 классе по теме «Размер музыки» Автор: Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки МБОУ СОШ №17 , городского округа — город Камышин Волгоградской области.
Описание материала: Урок предназначен для учащихся 5 класса по специальной программе восьмого вида.
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.
Проблема: Каким бывает размер в музыке?
Цель урока: Знакомство с размерами музыки.
Закрепление и обобщение знаний учащихся, связанных с математикой о нотах.
ЗАДАЧИ:
1. Умение учащихся находитьсвязь музыки с математикой.
2. Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся.
3. Воспитание мотивации к учебной деятельности.
Ход урока
1. Орг. момент. Вхождение в урок.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
Здравствуйте Любовь Анатольевна.
Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц..
За что ты, Никита, любишь свои руки? Олеся, а ты любишь свои руки? Какие добрыеу вас руки!
На фоне музыки педагог читает стихотворение:
Учитель: Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
2.Актуализация опорныхзнаний учащихся по теме урока.
Учитель: Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? С чем познакомились.
Знакомились с нотами, а сколько всего нот?
Работа с диском
Диск. Музыкальный класс. Ноты. Дети по очереди называют, какая по счету та или иная нота.
Учитель: Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? .
Учитель: Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и считать, но и петь, слушать. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споем попевкув разных жанрах. Кто скажет, что такое жанр?
Учитель: Какие виды вы знаете?
Исполняется попевка»В нашем классе десять стульев»
Ребята как вы отличили вальс от польки
Совершенно верно.
Вы знаете, что все звуки можно записать в определенный ритмический рисунок.
Ритм — одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определенный жанр, характер. Сегодня, я предлагаю вамубедиться, что между музыкой и математикой существует связь.
3.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
Учитель: Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
И уже тогда, в древнем мире, ученые — философы считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.
Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием.
Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице № 2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1.
На доску вывешиваются таблицы. Узнайте тему урока.
Размер в музыке.
Учитель: В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем ее явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Она пронизывает музыку и является ее основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.
Эта пульсация в музыке называется метром.
Можно сказать что метр — это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живем.
Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нем основанная.
Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые.
Самая первая доля является сильной . Она является границей такта.
Основная музыкальная доля — это одна-четвертая .
В начале произведения всегда написан размер такта.
Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4,4/4.
Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры.
Музыкальная разминка.
Учитель: А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить ее музыкальный размер. Правильно сели и…
Песня «Осень»
Поем все вместе. Отдельно девочки, Мальчики. По цепочке.
4.Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
Учитель: Есть разновидности метра: это двухдольный и трехдольный.
Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую . Этот метр ощущается как шаг, марш, он четкий и размеренный.
Трехдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых . Этот метр плавный, закругленный,
Покачивающий. Как лодка на волнах.
Вспомнить песни с цифрами и определить размер
Дважды два
Раз ступенька
К четырем прибавить два
Жили у бабуси
Музыкальный размер — это количество долей в такте.
Запишите, пожалуйста, это определение в тетрадь.
Проводится игра «Узнай размер». Аудио Диск
Обратная связь
5.Итог урока.
Учитель: Какие размеры в музыке? Существует ли связь музыки и математики?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно!
Музыкальный размер — это количество долей в такте.
Учитель: Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.
Учитель: Итак, что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся
Учитель: Что вам особенно понравилось?
Ответы учащихся
Учитель: О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?
Ответы учащихся
6.Рефлексия.
Закончите фразу.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Если вам было все понятно, прикрепите красную нотку, если было трудно другую.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Размер музыки»