Конспект урока на тему «Может ли музыка что — либо изображать?»
Урок №
Тема: «Может ли музыка что — либо изображать?»
Цель : I. Дать понятие о программной музыке.
Познакомить детей с русским композитором — сказочником Николаем Андреевичем Римским — Корсаковым и пьесой «Полет шмеля» из его оперы «Сказка о царе Салтане».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: Урок Творчества
Оборудование: интерактивная доска, пазлы «Оперы Римского — Корсакова», таблица «Расскажи о музыке», иллюстрационный материал к игре «Умный шмель»
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
I. Побуждение.
Сегодня мы с вами поговорим о том, может ли музыка что — либо изображать? Познакомимся с творчеством русского композитора — сказочника Н. А. Римским — Корсаковым. А поможет нам в работе наш волшебный компьютер.
О том, что музыка может выражать чувства, настроение, это мы уже знаем, а вот может ли музыка что — либо изображать, нам предстоит выяснить.
Давайте с вами представим, что мы настоящие художники, и нам нужно изобразить картину. Как бы мы это сделали?
А если бы мы были настоящими композиторами, чем бы мы изображали? Ну конечно, нотами! И в этом бы нам помогли музыкальные знаки, регистр, тембр, динамика, темп, аккомпанемент, музыкальные инструменты и многое другое. Музыка может изобразить, как льется ручей, как поют петухи, как звенят колокола, как поют птицы, может изобразить образ бабы Яги, упрямого ослика и многое другое. Такую музыку композиторы называют — программной.
И сегодня мы послушаем такую музыку Николая Андреевича Римского — Корсакова.
Н. А. Римский — Корсаков русский композитор. Он родился в музыкальной семье. Его музыкальные способности проявились очень рано. Но родители хотели, чтобы Ники был морским офицером.
Старший брат Ники был контр — адмиралом, и конечно Нике это очень нравилось. Он поступил и закончил с отличием Петербургский Морской корпус. После окончания Николай Андреевич отправляется в длительное плаванье на три года.
От моряков он слышал много разных историй, сказок и в последствии эта любовь к морю отразилась в его знаменитых произведениях.
II. Поиск ответов.
Знакомство с А. С. Пушкиным и его произведением «Сказка о царе Салтане»
Дать возможность детям вспомнить эту сказку.
Восприятие «Полет шмеля»
Работа с таблицей. «Расскажи о музыке».
Игра «Умный шмель».
Работа над песней «Песенка про книжки»
Работа в парах. .
Игра «Шмель»
III. Рефлексия.
«Лови ошибку»
Известный русский композитор — сказочник Николай Андреевич Римский — Корсаков.
2. Брат Николая Андреевича был врачом.
3. «Сказку о царе Салтане» написал Андрей Крылов.
4. Молодой царевич Гвидон превратился в божью коровку.
5. Оперу «Сказка о царе Салтане» написал П. И. Чайковский.
6. Пьеса «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского — Корсакова исполнялась на домбре.
Оценивание ответов.
Ребята, Птица — Музыка передала вам буклетки за хорошую работу на уроке.
Д/З Нарисовать иллюстрацию к пьесе «Полет шмеля»
Спасибо вам за урок.
ГУ «Мичуринская средняя школа»
«Может ли музыка
Что — либо изображать?»
Учитель:Рубан А. М.
Конспект урока на тему «Может ли музыка что — либо изображать?»