Конспект урока на тему «Русские писатели»
Агафонова Елена Викторовна, учитель начальных классов АМОУ «СОШ №1», р. п. Крестцы Новгородской области
Тема урока: «Русские писатели»
Цель: обобщить знания учащихся по пройденному разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг писателей.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока
Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Русские писатели». Вспомним, о чем говорили на последних уроках.
Самоопределение к деятельности
Произведения каких писателей читали в этом разделе?
Что вы узнали об этих писателях?
Ответьте на вопросы.
Работа по теме урока.
Игра «Доскажи словечко»
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою…
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три…
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба…
Отпусти ты, старче меня в море!
Дорогой за себя дам…
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, …?»
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое…
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои…
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее…
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою….
Игра «Назови автора»
— Соедините стрелками авторов и их произведения.
Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»
И. А. Крылов «Филипок»
3) Игра «Отгадай произведение»
Прочитать отрывок, назвать произведение и автора.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты собрался?» — «В школу». — «Ты еще мал, не ходи», — и мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу.
Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, только мука.
. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
6. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Тест
Как называются сказки, которые сочиняют или пересказывают писатели, поэты?
А. народные
Б. писательские
В. Поэтические
Г. литературные
2. Кто такой иллюстратор?
А. писатель, который пересказывает народные сказки
Б. Художник, который делает рисунки к литературным произведениям
В. музыкант, который исполняет народные песни
3. Закончи пословицу: «Один за всех, а все за…»
А. победу
Б. себя
В. одного
Г. командира
4. Закончи пословицу: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и…»
А. не убежал
Б. навстречу ему идет
В. не испугался
Г. проявил осторожность
5. Закончи пословицу: «Добра желаешь — добро и…»
А. ищи
Б. хвали
В. делай
6. Закончи пословицу: «Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал…»
А. ученым
Б. красивее
В. умнее
Г. добрее
7. К какому произведению подходит пословица «Делу время, а потехе час».
А. «Лебедь, Рак и Щука
Б. «Сказка о рыбаке и рыбке»
В. «Старый дед и внучек»
Г. «Стрекоза и муравей»
Проверь себя!
5.Рефлексия
За что вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?
Подведение итогов
Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
Какое произведение особенно запомнилось? Почему? А какое стало любимым?
Произведения какого писателя хотелось бы почитать еще?
Домашнее задание.
Стр. 124, задание 10
Конспект урока на тему «Русские писатели»