Конспект урока по физике в 8 классе «Парообразование и конденсация»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 887
Конспект урока по физике В 8 классе «Парообразование и конденсация»
Подготовил
Учитель физики
Бобров Андрей Владимирович
Г. Москва
Тема: Парообразование и конденсация
Цель урока: Раскрыть особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот. Познакомиться с явлением кипения.
Задачи урока:
Образовательная : сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.
Развивающая : научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.
Воспитательная : усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение.
Оборудование: Проектор, компьютер с установленной программой Logger Pro, Документ камера, спиртовка, плитка, термопара, 2 стеклянные колбы, пипетка, соль, мел, дистиллированная вода, спирт.
План урока:
Организационный момент
Повторение изученного
Изучение нового материала
Закрепление изученного
Ход урока:
Организационный момент
Повторение изученного
К доске приглашаются два ученика на построение графиков плавления и кристаллизации.
Учитель задает вопросы классу:
А) Что называют плавлением?
Б) Что называют отвердеванием ?
В) Что происходит с энергией при плавлении и кристаллизации?
Г) Почему весной при 0ºС лед начинает таять, а осенью при той же температуре вода затвердевает?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
III. Изучение нового материала
Парообразование и конденсация
Урок целесообразно начать с демонстрации.
Учитель.
Нагревание сосуда с водой закрытого металлической крышкой. После поднятия крышки на ее нижней части образуются капельки воды. Почему это происходит?
Наша задача разобраться в этом более подробно. Вода в сосуде испаряется, превращается в пар. Пар попадает на более холодную крышку и превращается снова в воду
Учитель дает определение, учащиеся записывают его в тетради:
Явление превращения жидкости в пар называется Парообразованием.
Явление превращения пара в жидкость называют Конденсацией.
Учитель.
Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.
Рассмотрим более подробно каждое из этих явлений. Начнем с испарения. Так что же называют испарением?
Учитель дает определение, учащиеся записывают его в тетради:
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется Испарением.
Очень важно понимать физическое содержание данного процесса: с поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость . Таким образом жидкость покидают только самые «быстрые» молекулы, а в жидкости остаются только «медленные» молекулы
Учитель задает вопрос:
Что происходит при этом с внутренней энергией?
Предполагаемый ответ ученика:
При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается, а следовательно жидкости вследствие испарения охлаждаются.
Учитель:
А что происходит с молекулами, которые покинули жидкость?
Предполагаемый ответ ученика:
Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух образуют пар.
Учитель:
А от чего зависит скорость испарения?
Выслушиваются предположения учащихся
Для достоверности наших предположений давайте проделаем ряд опытов:
Скорость испарения зависит от рода жидкости
Объяснение: там где сила притяжения между молекулами меньше, скорость испарения выше
Скорость испарения зависит от температуры
Объяснение: чем выше температура, тем больше становится «быстрых молекул», а значит и скорость испарения будет выше.
Скорость испарения зависит от площади поверхности
Учитель: Вода в стакане может находиться несколько дней, как вы думаете, через какое время вода испарится, если ее вылить из стакана, к примеру, на стол?
Объяснение: чем больше площадь поверхности, тем больше молекул вылетают с поверхности воды, тем скорость испарения больше.
Скорость испарения зависит от наличия ветра
Объяснение: ветер уносит вылетевшие молекулы и не дает им вернуться снова в жидкость. Скорость испарения увеличивается.
Учитель:
Можете привести примеры, когда ветер действительно увеличивает скорость испарения?
Предполагаемый ответ ученика:
Примером может служить горячий чай, который мы пьем. Для того чтобы он быстрее остыл мы периодически дуем на поверхность горячей жидкости.
Вторым примером может быть время года — весна. В это время происходят усиление ветра, что помогает испарять влагу с поверхности земли и тем самым уменьшать снежный покров.
Учитель:
Одновременно с испарение происходит процесс перехода молекул пара снова в жидкость. Давайте убедимся в этом экспериментально:
Этот процесс называют Конденсацией.
Учитель: Давайте подумаем, а что происходит с энергией при испарении и конденсации?
Предполагаемый ответ ученика:
Конденсация пара сопровождается выделением энергии, а при испарении энергия поглощается.
Учитель:
А можете привести пример когда энергия поглощается?
Предполагаемый ответ ученика:
Выходя из воды в жаркий день, мы чувствуем холод. Вода испаряется с поверхности нашего тела и тем самым отнимает от него некоторое количество теплоты. По этой причине мы чувствуем холод.
Продолжение объяснения
Учитель:
Мы рассмотрели один из способов превращения жидкости в газообразное состояние — Испарение. Существует второй способ — Кипение. Давайте более подробно посмотрим на этот процесс.
и наблюдаем на экране процесс кипения воды, а так же температуру кипения: на дне и стенках сосуда с течением времени появляются пузырьки воздуха, температура становится постоянной)
Конспект урока по физике в 8 классе «Парообразование и конденсация»