Конспект урока по географии «Географическое положение Африки. Исследование материка» 7 класс
Урок 7 класс
Тема : Географическое положение Африки.
Исследование материка.
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями географического положения, историей исследования материка.
Формировать умение давать характеристику географического положения материка.
Оборудование:
Карта полушарий и физическая карта Африки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. кв. км, или 1/5 суши нашей планеты. Африка — континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни.
Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария и самая длинная река мира . В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
— Сегодня на уроке мы приступим к изучению материка Африка. Мы выявим особенности географического положения материка и познакомимся с историей его освоения. .
2. Знакомство с физико-географическим положением материка.
Географическое положение материка изучается с помощью плана на с. 311 учебника.
Учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем находят ответ. При этом учитель оказывает помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.
После того как все описание ФГП материка сделано, подводится итог работы. При этом предлагается полностью описать ФГП Африки одному из сильных учеников. .
С целью закрепления изученного материала учащимся предлагается географический диктант:
— Африка по середине пересекается…
— Нулевой меридиан пересекает Африку с…
— Африку омывают океаны, их по количеству…
— С севера материк омывается…
— Восточной крайней точкой материка считается…
— Гвинейский залив расположен с… материка.
— Самый большой остров близ берегов Африки…
.
3. Открытие и исследование материка. Учащимся предлагается таблица с именами путешественников. Детям необходимо заполнить пустые графы.
Заслушав сообщения, заранее подготовленных учащихся, Дети самостоятельно заполняют таблицу.
Всклад в исследование | ||
Древние греки | Заселяли и исследовали северную часть Африки. | |
Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавание в Самоли. | ||
Бартоломеу Диаш | 15-16 вв. | Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка. |
Васко да Гама | 15-16 вв. | Открыл новый путь в Индию. Завершение открытие берегов материка. |
Давид Ливингстон | 19 в | Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса. |
Генри Стенли | 19 в | Плавание вокруг озер Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори. |
Егор Ковалевский | Конец 19в | Изучение северо-восточной Африки. |
Василий Юнкер | Конец 19в | Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения. |
Для проверки правильности заполнения, на слайде презентации показывается заполненная таблица.
4. Закрепление. Вопросы:
— Кем был открыт мыс Доброй Надежды?
.
— В каком году Диаш участвовал в плавании в Индию?
— Кто открыл новый путь в Индию?
.
— Как назвал Васко да Гама восточный берег Африки?
.
— Какие реки открыл Давид Левингстон?
.
5. Домашнее задание.
§ 37, 38.
На контурных картах обозначить объекты береговой линии Африки.
Конспект урока по географии «Географическое положение Африки. Исследование материка» 7 класс