Конспект урока по географии «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» 7 класс
Тема : Обобщение «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Класс : 7
Тип : урок-открытие. Интеграция литературы и георафии
Время : 45 мин.
Место проведения: МБОУ «СОШ №33 имени П. А. Столыпина» ЭМР Саратовской области.
Преподаватели : Соленкова Н. Н., Проститенко В. В.
Оборудование:
А) для обучающихся: рабочая тетрадь, книга Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», атласы географические, учебник ;
Б) демонстрационное: физическая карта Швамбрании, физическая карта Южного полушария, аудиозапись Сен-Сана «Звуки океана», кроссворд «Три страны, которых нет на карте», рисунки и кроссворды обучающихся, электронная презентация .
Цель : установление межпредметных связей география-литература.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о материках Южного полушария на примере Швамбрании;
Знакомство с произведением Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»;
Формирование умений обобщать и делать выводы, внимательно читать текст и озвучивать вопросы. Возникающие по ходу чтения;
Развивающие:
Развитие творческих способностей, их нравственно-эстетических потребностей на основе взаимодействия различных школьных предметов;
Воспитательные:
Формирование интереса к родному краю, географии как науки в целом;
Воспитание на примере героев произведений активной гражданской позиции обучающихся.
Предварительная работа:
Экскурсия по старому Покровску;
Лекция в музее Л. А. Кассиля «Три страны, которых нет на карте»;
Составление кроссвордов по произведению Л. А. кассиля «Кондуит и Швамбрания»;
Выполнение иллюстраций по книге.
Эпиграф к уроку:
Наконец я нашел единственную страну на земле, где правит красота .
Именно здесь… мы, возможно, сможем научиться любить и защищать места, взрастившие нас .
Рекомендации к уроку :
Учащиеся заранее получают задание найти географическое описание Швамбрании в указанной книге. В итоге, согласно Л. А. Кассиля, для работы получают следующие данные
Затем учащиеся устанавливают, что Швамбрания имеет черты, присущие материкам Южного полушария;
Далее класс делится на группы , каждая из которых получает соответствующие задания ;
Устанавливается, что основой материка является древняя платформа, а Кудыкины горы, где извергались вулканы, могут быть образованы лишь альпийской складчатостью, а жители расположенной здесь Кальдонии поступили необдуманно, построив в горах свою столицу.
Плоскогорья Северные и Южные Канделябры могут являться выступами древней платформы ;
Далее, обобщая знания о материках Южного полушария, устанавливается, что пустыня Кор-и-Дор не может располагаться на восточном побережье материка, ибо это противоречит закономерностям расположения пустынь Намиб, Атакама, Большой пустыни Виктория;
На Дом учащиеся получают задание выполнить тематическую карту Швамбрании, пользуясь трафаретами.
Ход занятия:
Организация урока.
Постановка целей и задач.
Основная часть.
Учитель литературы : — 10 июля 2015 года нашему земляку, почетному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 110 лет со дня рождения.
Именно этой дате мы посвятим наше путешествие в страну Швамбранию, которую открыл для нас автор в книге «Кондуит и Швамбрания».
Сегодняшнему уроку предшествовала пешеходная экскурсия по кассилевским местам в нашем городе, встреча с сотрудниками музея, из которой мы узнали много о жизни Льва Абрамовича; также вами были подготовлены кроссворды по прочитанной книге, а творческие группы создали к уроку общий кроссворд, чтобы мы смогли еще раз окунуться в полюбившееся произведение.
Мы совершим путешествие в страну, которую впервые открыл для девчонок и мальчишек Лев Кассиль.
— Какие еще страны были открыты для детей этим писателем? .
— Каждая страна имеет точку отсчета. Давайте представим, как была открыта Швамбрания .
— Колумб, путешествуя по свету, мечтал открыть новые земли. Для чего? А почему наши герои «открыли» свою страну? .
— Итак, страна открыта, получила свое название, и как любая другая страна должна иметь свою географию, климат, флору и фауну, население.
Учитель географии : — Напомните план характеристики материка
Строение земной коры, факторы рельефообразования, особенности рельефа и размещения полезных ископаемых.
Климат и внутренние воды.
Природные зоны и органический мир.
Население политическая карта.
Проблемы)
УГ: — В соответствии с планом и будем работать. Почему Швамбрания, несмотря на небольшие размеры — материк, а Гренландия — остров?
— Кто бы смог открыть Швамбранию раньше Льва Кассиля? .
— Покажите на карте материки Южного полушария в порядке их открытия
— В чем особенности ГП Швамбрании? Анализ физической карты). Каково происхождение швамбранских островов?
— Каково должно быть строение земной коры и как оно влияет на формирование рельефа территории Швамбрании? . /Повторное обращение к эпиграфу урока №1/
— Какие полезные ископаемые должны быть в недрах Швамбрании и как они будут распределены?
Какие факторы влияют на распределение осадков и температур? В каких климатических поясах должна лежать Швамбрания?
— Какие виды внутренних вод присутствуют на этом материке?
— В каких природных зонах должна лежать Швамбрания? О каких природных зонах упоминает Лев Абрамович в тексте?
— Какие животные-эндемики упоминаются автором? Как бы они выглядели?
— Каковы основные виды хозяйственной деятельности будут развитына этом материке? Почему? . Где и почему размещены крупнейшие города?
— Каковы особенности политической карты Швамбрании? Какие народы заселяют материк? Каков половой состав населения? .
УЛ: — Прозвучало слово «дискриминация». Что оно обозначает? .
— В чем вы заметили ограничение прав гимназистов? .
— Если все же были нарушения, что происходило в гимназии? .
— Приведите примеры из книги, какие проступки в нем фиксировались? .
— Нужен ли кондуит в современной школе? Почему?
Как вы относитесь к тому факту, что дети давали клички преподавателям гимназии? Какие клички? Почему они были не у всех?
А каково ваше отношение к кличкам?
— Почему же перестала существовать Швамбрания? .
УГ: — А какие причины могли привести Швамбранию к гибели /возвращение к эпиграфу №1/.
Итоги.
УГ: — Почему для обобщения мы взяли именно Швамбранию? /возвращение к эпиграфу №2/.
Чтение авторского стихотворения
Рождение Швамбрании
В темной комнате, в аптечке,
Сидели провинившиеся дети.
Решили они:
«Как плохо жить на свете!».
Задумались мальчишки,
Что жить хотели бы они в стране,
Где правили бы дети,
Где не было бы несправедливости на свете…
И вдруг идея посетила их,
В этот момент родилась игра.
Обетованная земля Швамбрания…
На зуб походила она,
Океанами окружена,
Горы на юге располагались.
Были озера, реки, моря.
Проходила война
,
Были заливы и острова,
На юге находилась заграница — Пилигвиния.
В общем, на всю жизнь игра.
И если у человека есть фантазия,
То у него есть и своя Швамбрания.
4. Рефлексия. Выставление отметок.
ДЗ:
— География: работа в контурной карте
Конспект урока по географии «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» 7 класс