• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Материал к урокам обучения грамоте

 

Материал к урокам обучения грамоте

Дополнительный материал к урокам обучения грамоте, предлагаемый в данной статье, состоит из загадок, пословиц, а также скороговорок и стихотворений или фрагментов их, в которых имеются слова с изучаемым звуком.

Предложенные к урокам пословицы, загадки, скороговорки могут привлекаться учителем в полном объеме или частично, читаться им самим или читающими детьми в зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности.

Под цифрой I даются загадки, под цифрой II — пословицы, под цифрой III — скороговорки, стихотворения, в которых повторяется изучаемый звук.

А I. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. На бахче у нас растет; как разрежешь — сок течет; свеж и сладок он на вкус, называется… . В атом домике жильцы все умелые пловцы. Что за Дом у них такой, до краев налит водой?

Стоит на крыше, всех труб выше.

II. Азбука к мудрости ступенька.

А. Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва

Какие вкусные слова

— И все на букву… .

(С. Маршак.

У I Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок. Может плавать и нырять. Как его родная мать. (Р. Б а т о в, В. Ч а в т у р и

Пушистый матросик,

Лопаточный носик,

На ножках коротеньких

Красные ботики.

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой.

Кто на себе свой дом носит?

Наклонилась над рекой

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка.

П. Ученье — путь к уменью.

Учить — ум точить.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

М I. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу.

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Рождественская.)

Маленькие зверьки, серенькие шубки, черненькие глазки, остренькие зубки.

Сто мастеров построили дом без углов.

Без рук, без ног, а мосты строит.

Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

Что без огня горит?

Ревнул вол за сто сел, за сто речек.

II. Мир строит, война разрушает. Свет победит тьму, а мир — войну.

III. Медведь в лесу нашел мало меду, много пчел.

Ш 1 Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем;

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И в работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Из сучьев и веток своими руками

Зелененький домик построим мы сами.

II. Поспешишь — людей насмешишь.

Шутка — минутка, а заряжает на час.

III. Не найти ушки у нашей лягушки. Тише мыши, тише мыши, кот сидит на нашей крыше!

Р I. Никого она не обижает, а все ее толкают.

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Идет в баню черен, выходит красен,

Разноцветное коромысло над лесом повисло.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можно угадать.

II. На родной стороне и камушек знаком.

На чужой сторонушке рад родной всронушке.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ш. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отгоняли сорок,

Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.

Н I. Деревянные сестрички,

Две сестрички-вевелички,

Застучали по бокам,

Я ответил: трам-там-там.

К нам приходит каждый вечер гостья в черном покрывале;

Бисер сыплется на плечи из красивой синей шали.

В голубой станице девица круглолица.

Ночью ей не спится — в зеркало глядится.

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти.

Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом.

Л I. Четыре братца под одной крышей стоят.

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес;

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины и,

Поднявши вихрем пыль,

Побежит .

Белые горошки на зеленой ножке.

Сидит дед, в шубу одет;

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Белый зайчик прыгает по черному полю, следы оставляет.

Дети их читают и стирают.

У сосны и елки листики-иголки.

На каких листочках растут слова и строчки?

II. Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

III. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень —

Искала булавку весь день.

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Ы I. Черные, кривые, от рождения немые, встанут в ряд — все заговорят.

Мячики цветные, просто чудеса: и прыгают, и скачут, и рвутся в небеса.

Хоть я не снег, а таю, не птица, а летаю.

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

II. Нашей армии сыны — Родине верны.

III. Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу, и чернила

С неумытого лица.

Не птица, а летит, не жук, а жужжит.

Из дома вышел, а все под крышей.

Вернулся домой, и крыша со мной.

Т. Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Без трудов нет плодов.

III. От топота копыт пыль по полю летит.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты — точки,

Разместили по местам.

Д I. Его просят, его ждут, а придет — прятаться начнут.

Шел долговяз — в сыру землю увяз.

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

Не дровосек, не плотник, а первый с лесу работник.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой.

II. Старый друг лучше новых двух. Легко друзей найти, да трудно сохранить.

III. Дождь пошел и не проходит,

Дождь, дождь.

Дождь идет, хотя не ходит.

Дождь, дождь.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

3 I. Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром — нет ничего.

Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

Разрисованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Полоска черная, полоска белая, как будто красила рука умелая.

II. Здоровье всего дороже.

III. Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она была разиней, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

В звезде найдешь ты букву «з», В земле, в алмазе, в бирюзе, И в золоте, и в розе, В заре, в зиме, в морозе.

И I. Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется… .

Я пыхчу, пыхчу!

Больше греться не хочу!

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Из горячего колодца через нос водица льется.

В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине.

II. За край родной иди бесстрашно в бой. Сам погибай, а товарища выручай.

Март с водой, апрель с травой.

Май хо ный — год хлебородный.

III. Май пришел! Снимай фуфайку!

Надевай-ка, Майка, майку!

Ь I. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко.

Опрокинулась под ноги,

Растянулась на дороге,

На меня она похожа.

Будто я шагаю лежа.

II. Сентябрь холоден, да сыт.

Октябрь землю покрыл где снежком, где листом.

Ноябрь сентябрю внук, октябрю сын, зиме — родной брат.

Ж I. Летит — воет, сядет — землю роет.

Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.

Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Этот зверь какой-то странный:

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав.

Вдвое сложится… .

II. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружба, как стекло, разобьешь — не сложишь.



Материал к урокам обучения грамоте

Другие сочинения по теме:

  1. Урок обучения грамоте «Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами» Цели урока: Закреплять написания сочетаний ча-ща, чу-щу, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами; продолжать учить строить схемы;...
  2. Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе Из опыта учителя-практика В Программу литературного образования МИРОСа для 5-го класса включены лирические произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева,...
  3. Материал к уроку окружающего мира на тему Весна Весна Когда это бывает? 1. Облака бегутбыстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. 2. Висит за окошком кулек...
  4. Информационный материал Дорогі друзі! До вашої уваги пропонується інформаційний матеріал, щодо періодичних видань, які можна передплатити на наступний 2013 рік для дітей...
  5. Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого...
  6. Материал к уроку: Мцыри Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в незаконченной поэме «Исповедь»(1831) в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму. Таков...
  7. Рассказ о Л. Костенко (материал для сочинения) Лина Васильевна Костенко (родилась в 1930 году). Как-то, рассказывая об очередном общественном собрании, одном из его организаторов подчеркнул, что в...
  8. Элементы креативного обучения младших школьников Нестандартность мышления лежит в основе практически всех изобретений, научных открытий, приводила к рождению идей, которые движут человечество вперед. Поэтому очень...
  9. Сведения об И. Франко. Материал для сочинения Иван Яковлевич Франко (1856-1916). 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в Галиции в семье известного на всю...
  10. Материал к уроку: Образ Чичикова В Чичикове соединились все «задоры Гоголевских героев». Ему автор передоверяет свои задушевные мысли. Еще в детстве Павлуша обнаружил большой практический...
  11. Мина-информация об А. Крымском (материал для учителя) Агатангел Ефимович Крымский (15(3) января 1871 г.- 25 января 1942 г.) Имя А. Крымского — многогранного ученого-филолога, оригинального писателя и...
  12. Материал для раскрытия характера Пети Ростова Петя знал, что его герой, Денисов, был храбрее и благороднее всех людей, но эта новая замеченная в нем черта чувствительности...
  13. Биографический очерк об А. Крымском. Материал для учителя Имя А. Ю. Крымского — многогранного ученого-филолога, оригинального писателя и переводчика, передового общественного деятеля, пылкого патриота Родины — широко известно...
  14. Жизнь и творчество Л. Глибова (материал для сочинения) Леонид Иванович Глибов (1827-1893). Давно когда-то мимо старинного Седнева, который неподалеку от Чернигова, проезжал один мужчина. Остановился и долго любовался...
  15. Жизнь и творчество В. Винниченко (материал для сочинения) Владимир Константинович Винниченко (1880-1951). Обращается внимание школьников на портрет В. Винниченко: высокий, светлый лоб, глубокий, умный, проникновенный взгляд — все...
  16. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс Задание 1. Образуйте, если возможно существительные женского рода. Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик,...
  17. Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения. Современная система образования дает учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать...
  18. Биография и творческий путь Б. Гринченко (материал для сочинения) Гринченко Борис Дмитриевич (псевдонимы — Василий Чайченко, П. Дежурный, Б. Ольховский и др.). Родился 9 декабря 1863 года на хуторе...
  19. Жизненный и творческий путь С. Васильченко (Материал для сочинения) Степан Васильевич Панасенко (Васильченко) (1879 — 1932). Родной городок на Черниговщине казался таким дорогим и красивым, хотя в нем, как...
  20. Жизненный и творческий путь В. Нестайко (материал для сочинения) Всеволод Зиновьевич Нестайко (Родился в 1930 году). Всеволод Нестайко принадлежит к поколению, чье детство оборвала война. Детские годы писателя оставили...
« Книга правды, любви и добра
Логическая цепочка »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения