Конспект урока по географии «Москва и Подмосковье» 9 класс
Епихина Елена Виктровна
МБОУ Чалтырская СОШ №1
Учитель географии.
Урок географии 9 класс
Тема урока : » Москва и Подмосковье»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цели урока :
Образовательная : Сформировать представление о Москве — как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы — столицы России и ее проблемы.
Развивающая : продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа, работать по плану.
Воспитательная : содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование: ПК, м/м установка, м/м презентация, учебник географии «Россия» 9 класс под редакцией А. И. Алексеева, тематические карты, атлас.
Ход урока:
Учитель | Ученики | Доска и оборудование |
1.Организационный момент. 2.Актуализация и определение темы урока. 3.Формулирование проблемы. 4.Планирование деятельности. 5.Актуализация 6.Открытие нового знания 10 мин. Самостоятельное применение знаний. Итог урока. | Начало урока сопровождается песней М. Магомаева «Лучший город Земли» — О каком городе поется в песне? -Почему он называется лучшим городом земли? — Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся? — Что мы должны изучить на уроке? Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось… Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва — это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва — это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей. Вот уже на протяжении многих веков Москва — столица России. — С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?. -В каком году основана Москва? — На какой реке расположена Москва? — Главная достопримечательность Москвы? — Почему Москву называют портом 5 морей? Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания 1 группа «Географическое положение Москвы» 2 группа «История Москвы» 3 группа «Промышленность Москвы» -В какой части страны расположена Московская область? — Покажите на карте. — Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? — Омывается ли морями? По площади она невелика. Ее площадь — 46 тыс. кв. км. , что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории |
31 тыс. кв. км |
34 тыс. кв. км |
43 тыс. кв. км |
2) Работа с картой
— Удалите удаленность Москвы от Белого и Черного морей.
— Назовите и покажите крупнейшие реки, озера, водохранилища.
— Определите пограничные области?
3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.
4) — Почему Москва стала центром Древней Руси?
5) — В чем заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?
— Что является сердцем Москвы, ее символом?
6) — Ребята, российский географ Б. Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны — Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны?
Город Жуковский, Королев, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.
-Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.
7) — Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счет обусловлен рост Москвы?
Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?
Заполнение таблицы.
+ | — |
Так за что Москву называют лучшим городом Земли?
— Какова планировка Москвы?
— Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?
— Назовите проблемы Москвы.
Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?
О Москве, столице России.
История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.
1147 год
Река Москва и ее притоки Яуза, Неглинка.
Кремль, Красная площадь, Большой театр…
Учащиеся работают с картами атласа.
Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.
Выступление учащихся.
Работа с атласами и картами учебника.
— Нет.
— Нет.
Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.
Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.
Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.
1.Выгодное транспортно-географическое положение.
2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.
3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.
4. Москва — центр русской православной церкви.
Работа с текстами учебника и заполнение таблицы
Функции Москвы
Кремль, Красная площадь.
Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т. д.
Работа с опорной информацией, текстом учебника.
Заполнение таблицы.
Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.
Слайд2. План урока.
1.Географическое положение;
2.Почему Москва стала столицей государства?
3.Достопримечательности Москвы — Кремль;
4. Промышленность Москвы;
5.Чтотакое Подмосковье?
Карта Центрального района
Слайды о Москве
Просмотр видеоролика о Кремле.
Конспект урока по географии «Москва и Подмосковье» 9 класс