Конспект урока по географии «Научно — техническая революция» 10 класс
Урок по географии в 10 классе с учетом требований ФГОС.
ФИО автора: Шамигулова Айсылу Рифовна
Место работы: МОБУ СОШ с. Старосубхангулово Бурзянского района
Должность: учитель
Предмет : география
Класс: 10
Тема урока и номер урока в теме: Научно — техническая революция
Базовый учебник: География, В. П. Максаковский, Просвещение.
Цель урока: Сформировать понятие «научно-техническая революция».
Задачи: Обучающая : раскрыть содержание понятия НТР, познакомить с чертами и частями НТР.
Развивающая : развить умение составлять конспекты урока-лекции, составлять ЛОС
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
10) Планируемые результаты:
Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные : называть наизусть определение НТР, части и черты НТР
11) Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внесших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
12) Тип урока: комбинированный.
13) Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая, в парах.
14) Оборудование : мультимедиа, атласы, учебник
15) Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Да, мы с вами живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Что же такое НТР? Дайте краткое определение НТР без помощи учебника. Учитель: используя текст учебника определите в чем отличие понятий НТР и научно-технический прогресс?
Учитель: Современная НТР имеет 4 отличительных черт:
Универсальность, всеохватность.
Задание : прочитайте текст учебника на с.83, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, Мама? .
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример используя текст учебника.
Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР . .
Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Задание: приведите пример. Учитель: Да, это касается вас, закончив ВУЗ, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.
Военно-технический характер.
Задание: приведите пример.
Учитель : Части НТР. НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:
Наука.
Техника и технология
Учитель: расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 84-88. Используя текст учебника на с.84 , приведите примеры проявления НТР в науке. (Ученик 1: В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, т. е. в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
Ученик 2: Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
Ученик 3: Возникли города науки — технополисы.
Ученик 4: Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.)
НТР в технике и технологии. Учитель: используя текст учебника, ответьте на вопросы.
Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР?
Назовите два главных пути развития техники и технологии.
Приведите примеры проявления НТР в технологии. .
Проверка ответов.
НТР в производстве. Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с.85-86.
. 2. Комплексная автоматизация
Ученик 2: 3.Перестройка энергетического хозяйства . 4. Производство новых материалов .
Ученик 3: 5. Ускоренное развитие биотехнологии . . 6. Космизация
НТР в управлении. Учитель: приведите примеры используя текст на с.87-88. (Ученик: 1. Существование единой информационной сферы — Интернет. 2. Наука управления — кибернетика. 3. Востребованность работников новых профессий — программистов, операторов.
4. Геоинформатика — новое направление географии. 5. АСУ — автоматические системы управления. )
IV. Закрепление.
Учитель: Используя дополнительный текст учебника на с. 104-105, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты? .
V. Рефлексия. . Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор» : Красный — Я работал отлично, мне все понятно Желтый — Я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось Синий — Я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Учитель выставляет оценки, с комментариями.
VI. Домашнее задание. Тема 4, часть 1. .
Конспект урока по географии «Научно — техническая революция» 10 класс