Конспект урока по географии «Русская равнина» 8 класс
Тема: Русская равнина Цель: Познакомить учащихся физико-географическими закономерностями Русской равнины.
Задачи:
Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.
Учить читать и анализировать карты.
Формировать чувство любви к родной природе.
Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.
Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.
Оборудование : настенные карты: «Физическая карта России», «Русская равнина», географические атласы 8 класс
Ход урока:
Мобилизующее начало
Повторение изученного материала
Индивидуальная работа по вариантам
1 вариант 1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ: А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе Б) в тайге преобладают серые лесные почвы В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь 2. Определите по описанию природную зону: Огромные сосны и ели образовали зеленый шатер, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы. 3. Выберите птицу степей: А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь 4. Выберите верные утверждения: А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси В) Главное богатство тайги — древесина Г) Главная причина формирования природных зон — соотношение тепла и увлажненности Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса Ж) В зоне тундры водятся олени З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине И) Воздействие человека изменяет природный комплекс
2 вариант
1 . Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ: А) В степной зоне избыточное увлажнение Б) В зоне тундры встречаются ягоды — брусника, водяника, морошка В) На Дальнем востоке распространены степи Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи 2. Определите по описанию природную зону: Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину. 3. Выберите деревья зоны тайги: А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница 4. Выберите неверные утверждения: А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы Б) В степях преобладают серые лесные почвы В) Лесостепная зона — это переходная зона от леса к тундрам Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы Д) Поверхностный сток в степях незначительный Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга Ж) В зоне степей много грызунов З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек
2. Индивидуальная работа у доски
— Природные зоны России;
— Почвы России;
— Задача, есть ли на г. Белуха лед?
3. Работа по карточкам для сильных и слабых учащихся
Карточка №1 Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?
Ужасный день, Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг как зверь остервенясь, На город кинулась…
.
Карточка №2
О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нем М. А. Шолохов?
«Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды, месяц — казачье солнышко, Темнея, ущербленной боковиной, Светил скупо, бело.
Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе».
.
Карточка №3
— Виды мелиорации.
Карточка №4
— Что такое ПТК?
Карточка №5
— Опишите самый большой ПТК.
I П. Постановка учебных задач
Как угрюмый кошмар исполина.
Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась Равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали, Затенив мировое пространство Монотонной печалью земли…
К. Д. Бальмонт
— О каком природном комплексе идет речь? Что вам известно о Русской равнине? Почему Восточно — Европейскую равнину назвали Русской?
Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы, заполните вторую а в конце урока запишем в третью.
Хочу знать | Узнал новое |
Задание1. Используя первый и второй абзац учебника с 193 составить ОК по русской равнине.
Задание №2. Рассмотреть карту «Строение Русской равнины» и сделать выводы как рельеф зависит от строения земной коры?
Задание 3. Чертим схему — «паучка». План характеристики равнины.
Конспект урока по географии «Русская равнина» 8 класс