Конспект урока по географии «Транспорт России» 9 класс
География 9 класс
Урок по теме : «Транспорт России»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»
Цель урока : Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе — его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами
Задачи урока :
Обучающая — Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.
Развивающая — Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
Воспитывающая — воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.
Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска; карточки со статистическими данными, индивидуальные задания.
ХОД УРОКА
Орг. Момент Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в
Ходе урока.
Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашнем заданием.
Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала .
Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:
Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района — построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. В районе поселка Мирный. Ваша задача:
1Ряд — доказать целесообразность размещения предприятий черной металлургии на данной территории.
2Ряд — доказать целесообразность размещения предприятий пищевой промышленности на данной территории.
3Ряд — привести доводы, доказывающие нерентабельность данной затеи.
Учащиеся работают по плану:
Природные ресурсы
Потребители.
Обеспеченность транспортом
Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.
4 Группа «эксперты» — получает индивидуальное задание .
Учащиеся приводят свои доказательства, приходят к выводу, что одним из факторов, оказывающих влияние на строительство металлургического комбината и молочного комбината, является транспортный фактор.
— Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России».
— Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны
Изучение нового материала.
— Существую выражение «Транспорт — это кровеносная система страны». Докажите правильность этого высказывания.
Запись термина «транспорт» в тетрадь.
Работа в группах :
1. Гр. — выявить, что включает в себя понятие «транспорт»
2 гр. — Обозначить задачи, которые решает транспорт
3 гр. — Используя текст учебника, выделить показатели транспорта
4. Гр. — составить схему «Виды транспорта»
5 гр. — работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали.
Что преобладает в структуре грузоперевозок.
6 гр — Работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.
7 гр — работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.
— Выступление групп в следующем порядке:
1гр слайд «составляющие термина «Транспорт»,
2гр слайд «Задачи транспорта»
Слайд «Транспортная система»
Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему. — Исходя из определения, раскройте термин «транспортный узел»
.
4 гр слайд «Виды транспорта»
3 гр слайд «Показатели работы транспорта»
6 гр слайд «Автомобильный и воздушный транспорт»
7 гр слад «Водный транспорт».
5 гр слайд «карта «Железнодорожный транспорт»
Вывод: Из анализа тематических карт какой можно сделать вывод? .
Выступление «экспертов» Проведению географической экспертизы представленных проектов.
Учитель: работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»
Низкая себестоимость |
Большая скорость транспортировки |
Большая дальность перевозок |
Влияние на окружающую среду |
Влияние природных условий на работу транспорта |
Возможность доставки груза непосредственно к потребителю |
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
Вывод по таблице. — Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков
Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны. Обоснуйте, почему? . .
Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени.
— Какую форму имеют ж. д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? ( Экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Ее основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры.
На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)
— В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь?
Вывод: Чтобы развивать отрасли промышленности — необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.
Домашнее задание 1 уровень — п.30,
Уровень — п.30, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»
3 уровень — П.30, подготовить сообщения «Транспорт и экология»
Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»
Приложение
«Анализ эффективности работы транспорта»
Низкая себестоимость |
Большая скорость транспортировки |
Большая дальность перевозок |
Влияние на окружающую среду |
Влияние природных условий на работу транспорта |
Возможность доставки груза непосредственно к потребителю |
Доказать целесообразность размещения предприятия плану:
Природные ресурсы
Потребители.
Обеспеченность транспортом
Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.
Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая при этом:
Конспект урока по географии «Транспорт России» 9 класс