Конспект урока по географии «Япония — страна наоборот или экономическое чудо?..» 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Муниципального образования города Братска
Конспект урока
По географии
Тема: «Япония — страна наоборот
Или экономическое чудо?..»
11 класс
Составила: учитель географии
МБОУ «СОШ № 37» филиппованадежда анатольевна
Г. Братск, 2015
Технологическая карта урока географии в 11 классе
Класс 11
УМК Ю. Н. Гладкий, В. В Николина География Современный мир.10-11кл
Учебный предмет : география
Тип урока : урок общеметодологической направленности
Тема : «Япония — страна наоборот или экономическое чудо?..»
Цели урока:
Содержательная: Познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением населения, экономическим развитием страны;
Развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя при этом различные источники информации;
Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа.
Оборудование : карта Японии, мультимедиа, атласы, к/к, презентация, тесты, сообщения, модели экономического развития Японии 50гг и 90-х. Описание природы Японии с картинками.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: активизировать учащихся на выполнение учебных задач, способствовать осознанному вхождению в пространство учебной деятельности | Приветствие. Организационный момент. Сегодня я приглашаю вас в удивительную страну. Я бы назвала ее «страна — наоборот». Настолько там все непривычно для нас. Кошки там без хвостов, сады из камней. Пальто подает женщина, обувь оставляют у порога, стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования и пишут сверху вниз. Национальный костюм — кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста и комплекции человека. Спят на полу, а белый цвет является траурным. Религия синто — утверждает, что все в мире одушевлено. Именно синтоистская вера воспитала в людях данной страны чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. — О какой стране пойдет сегодня речь? — Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»? — хотели бы вы побывать в Японии? Почему? Что по этому поводу может сказать ученик, который проводил соц опрос в нашей школе среди учащихся и учителей. Были ли ответы, которые вызвали у вас удивление или разочарование?? Чем по вашему мнению вызван такой интерес к Японии? Что еще мы бы хотели узнать о Японии??? | Определяют страну и тему и задачи урока. Учащиеся вступают в беседу с учителем Слушают, анализируют, делают выводы. | Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные |
2.Актуализация знаний Цель: Актуализировать мыслительные операции и зафиксировать затруднения при вхождении в тему | — Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету». Кобаяси Исса Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямата», что означает — «путь гор». — Япония это прежде всего страна гор. Их всегда видишь на горизонте, даже находясь посреди самой большой равнины. Страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего солнца. Сами Японцы называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй — «основа». Недаром на японском флаге на белом фоне красный круг, на государственном гербе страны круглая хризантема — национальный цветок японцев, символизирует восходящее Солнце. | Анализируют информацию | Познавательные Личностные |
Включение в систему знаний | Япония — высокоразвитое государство, страна «большой семерки». Развитие любой страны определяется рядом факторов. Одним из главных является географическое положение. Каковы особенности экономико — географического положения Японии? Какие черты географического положения в наибольшей степени повлияли на развитие страны? Данные запишите в виде таблицы: |
Положительно | Отрицательно |
Данные записывают в виде таблицы:
Положительно
Отрицательно
Выход к морям и Тихому океану;
Теплые климатические пояса,
Близость к восточно-азиатским странам — Китаю, странам НИС и России.
Страна — архипелаг , изолированность
Удаленность от рынков сырья и сбыта
Познавательные
Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ, в том числе с Россией. Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов. .
— согласны ли вы отдать эти острова Японии? Почему?
— какие пути решения этой проблемы вы видите? )
Референдум, СЭЗ, закрыть границу с Японией (не выгодно
Познавательные
Коммуникативные Личностные
«Японцы — загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, примитивные, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди».
Японцы считают, что главным богатством их страны являются люди с их умением и желанием трудиться.
Так кто же они — японцы? Решает первый ряд в парах.
Каковы особенности населения страны? При помощи различных источников информации составьте краткую характеристику населения страны по плану:
Особенности населения страны.
Численность __ человек, тип воспроизводства __, естественный прирост _____ Национальный состав ______, плотность ____чел/кв. км, Религии ___Продолжительность жизни ____, мужчины _______, женщины ___ Уровень урбанизации ___, мегалополис __, крупные агломерации ____
Второй ряд в это время анализирует экономическую карту Японии и заполняет таблицу:
Обрабатывающая промышленность и ее центры
Сельское хозяйство
Вывод:
Третий ряд — ваша задача составить картосхему потоков экспорта и импорта Японии запишите Вывод.
Самостоятельная работа в парах по рядам. 1 ряд — поиск информации из текстовых источников и заполняет в рабочих листах пропуски; 2 ряд — поиск информации из карт атласа и заполнение таблицы;
3 ряд — анализ текстовой информации и представление ее в картографическом виде
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Япония — нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самым высоким уровнем продолжительности жизни . Почему японцы живут так долго?
Почему японская нация — самая здоровая в мире?
— А над чем из всего сказанного стоит задуматься нам?
Почему мы не умеем так жить, ведь 4 принципа из 5 зависят только от нас самих.
Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы легко выполнимы, только приложить немного усилий и старания.
Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.
С помощью текстов познакомьтесь с некоторыми традициями и обрядами Японцев. Дайте краткую характеристику самому интересному на ваш взгляд обычаю
Обряды и традиции Японии )
Чаепитие, традиционная кухня, икебана, бонсай, традиционная одежда, поэзия, оригами, сумо, театр кабуки, архитектура, хайку.
Пары первого ряда отвечают, остальные анализируют информацию.
Высказывают и обосновывают свою точку зрения, дополняют друг друга
Выбор обряда или традиции Японии парами, знакомство с этими культурными ценностями
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
6) Японское экономическое чудо Отчет 3 ряда: расскажите об экспорте товаров
— Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не обладая при этом собственными ресурсами?
Чем обусловлено японское «экономическое чудо» — быстрый выход побежденной в войне страны, с пережитками феодализма, на ведущее место в экономике мира?
Учебник стр 221
Япония совершила резкий скачок в экономическом развитии и благодаря особенностям японского менеджмента. Сравните стили управления в американских и японских компаниях. запишите ответ какой стиль управления вам больше импонирует и почему?
Пара из третьего ряда защищает свою работу у карты.
Работа с учебником, поиск информации, и сравнение стилей управления
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
V. Рефлексия
Цели:
Оценить результаты собственной деятельности
Повторить способ нового знания
— Какое значение для тебя имеют знания, полученные сегодня на уроке?
Самооценка урока:
Я доволен своей работой
Я не очень доволен своей работой на уроке
Я не доволен своей работой
Я хочу больше узнать о Японии в области…..
Выполнение самооценки и отвечают на вопросы
Личностные
IV. Домашнее задание
Составить 20 вопросов для блицтурнира по Японии
Запись домашнего задания
Конспект урока по географии «Япония — страна наоборот или экономическое чудо?..» 11 класс