Конспект урока по математике «Путешествие по озеру Байкал. Формулы сокращенного умножения»
«Путешествие по озеру Байкал. Формулы сокращенного умножения.»
Тип урока : интегрированный
М/дисциплинарные связи : география, история, химия, экология
Внутридисциплинарные связи : зоология, ботаника, арифметика
Цели:
Образовательная: отработка практических умений и навыков умножения многочлена на многочлен, применение национально-регионального компонента в курсе биологии 7 класса на примере озера Байкал;
Воспитательная: расширение знаний об окружающем мире, любовь к родному краю, бережное отношение к природе; Развивающую-формирование умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию;
Развивающая: Развитие внимания, памяти и устной речи.
Оборудование: плакаты, фотографии, книги и вырезки из газет о Байкале, мелодия шума моря.
Ход урока
Организационный момент.
Н. Б.
Дорогие ребята! Сегодня мы проведем необычный урок-интегрированный: математика+биология. Тема урока называется , цели урока , а насколько качественно, познавательно и интересно пройдет урок, будет зависеть от нас с вами.
Г. В.
Озеру Байкал-25 млн. лет, образовалось оно в результате землетрясения.
Оно содержит 20% мировых запасов пресной воды.
Н. Б.
На Байкале водится уникальное млекопитающее животное-нерпа, а ее детеныша называют «хубунок».
Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1мм-эпишура.
В нем водится уникальная рыба-голомянка, длина которой 15 см, целиком состоящая из жира, которой питается нерпа. Глядя через эту рыбку можно прочитать газетный текст.
12 в р-й, встречающихся на заповедной территории, внесены в красную книгу России и округа. Это касатый, гладкий, башмачок крупноцветковый, анемона байкальская, кашысо луковичная, сверция байкальская и др.
Г. В.
Много экспедиций до сих пор изучают озеро Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы тоже будем знакомиться с этим озером-морем и одновременно повторим формулы сокращенного умножения, с которыми мы познакомились и рассмотрим их применение на практике, поэтому давайте повторим эти формулы.
Н. Б.
В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете красоту и уникальность .
Это единственное море-озеро, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться на мгновение, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед такой прозрачный, что и сквозь него можно увидеть дно озера на глубине 3-4 м, а в воде на глубине 12-40 м. Нагромождение льда называют-торосами, они голубого цвета. Красив Байкал и в летнее время. Сбросят реки вокруг Байкала свои ледовые оковы, и на нерест поднимется сибирский голец .
В прозрачной воде хорошо виден ленок, налиму привычно прятаться среди камней, щука любит погреться на отмели в теплый солнечный день; до поздней осени в горных реках Байкала встречается хариус. А когда наступает ледостав, рыба уходит на глубину.
Г. В.
А на какую глубину уходят рыбы? Мы узнаем, решив уравнение, результат которого покажет толщину льда на Байкале, для прокладывания автотрассы.
²+65=
Мы получили ответ 35.
Н. Б.
Когда лед Байкала достигает 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый и левый берег. Маленькое сообщение об этом периоде жизни Байкала, сделает Сидорова Варя.
Варя Сидорова:
Ледовый панцирь на Байкале держится от 4.5 до6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре-ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда и в июне еще есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале место, участок воды, который никогда не замерзает-это полынья длиной 3 км.
Она образуется благодаря большой скорости течения воды и ее положительной температуре в данном месте. Здесь зимуют от 8 до 12 тыс. водоплавающих птиц.
Г. В.
Спасибо Варя!
Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название. Сейчас каждому я раздам карточку с заданиями, решать можете не по порядку, выполнив одно задание-ответ сверяем с карточками на доске, найдя такой же ответ поднимаем руку и говорим номер примера, который вы решали.
В итоге у нас должно получиться слово, а какое, узнаем позже.
Решение: |
Н. Б.
Это место называется Шаманский камень. Во время строительства Братской ГЭС для того, чтобы заполнить водохранилище водой не за 4 года, а гораздо раньше и быстрее получить электроэнергию, был предложен проект, по которому шаман-камень должен был быть взорван. Если бы этот проект был принят, то пострадали бы не только флора и фауна Байкала, но и порты, лесоперевалочные базы, Железная дорога, были бы затоплены многие селения и т. д. Но к счастью, он не осуществился.
Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего?
Г. В.
Более ста лет назад в 1886 г. Ян Черский привел число 336. Но благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено. Сколько рек впадает, а Байкал, узнает то, кто правильно решит следующее задание:
Найдите значение выражения:
²+4 ²- при с=-33
Ответ: 544. Это число назвал Бояркин в 1964 году.
Н. Б.
На земле нет другого озера, подобного воспетому в легендах и песнях священному Байкалу. В нем все уникально-вода, растительность, животный мир, скалистые берега и обрамляющие его величестве отражение хребтов. Байкал является природным заводом по очистке минерализованных вод», способным создавать исключительно чистую, слабо минерализованную воду.
На протяжении многих веков Байкал славится своими рыбными запасами.
Г. В.
Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав ребус.
ОСА’ ‘МЕТР
Н. Б.
Сообщение об этой уникальной рыбе сделает Сидоров Сережа.
Сидоров Сережа:
Длина осетра достигает 1-2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. Водится на Байкале, исключительно пресноводная рыба-таймень, вес ее достигает 50 кг, а иногда 60-80 кг. В 1823г. Улов осетра составлял 6400 кг, но уже в 1918 г. Запас осетра в озере сократился и в 1919г.
Принимается решение об искусственном разведении осетровых рыб, что приводит к резкому увеличению количества этой рыбы и в 1924 г. Добывали уже 1459,6 кг осетра. В 1930 г. Было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники, В 1935 г. Был разрешен лов осетра с 1 августа по 1 мая.
Н. Б.
Спасибо Сережа!
В годы войны был разрешен лов сетями, что нанесло большой урон осетровым, т. к. в сети попадала молодь, то же самое произошло с деликатесной рыбой-омулем.
Г. В.
Но Байкал славится не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них-острова. Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете, выполнив следующее задание:
Докажите, что значение выражения не зависит от значений входящих в него переменных:
4m²-8mn+n²-4m —
Ответ: 30
Н. Б.
Да, на Байкале 30 островов, на которых есть хоть небольшая растительность или могут гнездиться птицы. А характеристику Ольхона нам даст Алеша Понамарев.
Алеша Понамарев:
Самым большим по величине является остров Ольхон. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены. По форме и местоположению остров представляет собой ветви приморского хребта, отделенную от материка малым морем и проливом, Ольхонские ворота.
На острове нет рек, всего 2 ручья, осадков выпадает мало, 2 небольших озера Эльгой и Заши. Здесь медленно и поздно наступает весна, рано зима. Лето короткое, но жаркое.
Сосновым и лиственным лесом покрыта большая часть острова. Ольхон объявлен государственным памятником природы. Здесь один поселок Хужир и несколько улусов.
Н. Б.
Спасибо Алеша!
На острове находится научный музей, в котором представлены остатки древней цивилизации, орудия труда, предметы быта. Все экспонаты, в основном, собраны ребятами этого острова под руководством энтузиаста краеведения И. Ревяткина. Здесь много пещер с наскальными рисунками.
Т. к. остров объявлен государственным заповедником, то въезд туда платный, переправа осуществляется с помощью парома.
Г. В.
Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии. Начала гибнуть рыба. В 1987 г. Какая-то болезнь обрушилась на нерпу.
Ученые до сих пор не установили причину этой болезни.
Вместе:
Так будьте же благоразумны, когда станете взрослыми.
3.Итог урока:
Г. В.
В завершении я хочу, чтобы вы еще раз назвали формулы, которые применяли на уроке
Н. Б.
Проводит рефлексию
Оценки
Дача д/з: Составить кроссворд, увязав с рыбами Байкала и в том числе реки Ангары и с матем. Понятиями, которые применялись на уроке.
Спасибо за урок!
Конспект урока по математике «Путешествие по озеру Байкал. Формулы сокращенного умножения»