Конспект урока по музыке в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»
МОУ Уметская СОШ имени П. С. Плешакова
Тамбовская область р. п. Умет
Конспект урока по музыке
В 6 классе
«Авторская песня —
Прошлое и настоящее»
Подготовила
Учитель музыки
Федина Жанна Рушановна
Р. п. Умет
2015
Тема урока: Авторская песня — прошлое и настоящее.
Цель урока :
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 — м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е. Д. Критская Г. П. Сергеева Т. С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры — авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь — источник музыки.
Раскрыть понимание авторской песни, как духовно — нравственного камертона, как лирически — исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Д Тухманов, М. Светлов, А. Городницкий, А. Якушева, А. Розенбаум, Ю. Ким, В. Высоцким,
Б. Окуджава, О. Митяев.
2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем
Сила авторской песни?
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом
И настоящем.
5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни:
Дружба, единство, братство.
6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.
Оборудование:
Музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, кассетах.
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека.
Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? Вы незнакомы с этой песней.
В таком случае у вас будет урок — открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. Тема нашего урока: «Авторская песня — прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.
Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют — философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?
Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.
Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно . А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.
Учитель : Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму . А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная?
Учитель: Кто — то услышал в этом звуке море, кто — то гул самолета. Кто — то улетел вместе со звуком к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли — формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли — формы. Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов?
Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку!
Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.
Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня — это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу.
Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений — всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель:
Русь славилась авторами — исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.
БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты .
Среди них были студенты, монахи, философы — актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни.
В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.
Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по — разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре.
И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.
В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.
В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр — авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу.
Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.
Авторская песня — своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы.
Авторскую песню 40 — 50-х годов можно назвать самодеятельной. Импульс к развитию данного направления дал музыкально-поэтический опыт предыдущих поколений, возможно, в какой-то мере фольклор, городской романс. Хотя, конечно же, у бардовской песни был новый стимул к творчеству, новая социальная задача, новые формы, обусловливавшиеся политической ситуацией в России.
Несомненно, что бурный всплеск народного творчества произошел из-за ослабления тоталитарного гнета, так называемой «оттепели».
Юлий Ким , писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело Сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания охватила всех…
Произведениями же искусства можно называть лишь более поздние песни. А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре».
Кто же авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все: Это — Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич…
В чем же ценность авторской песни?
Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.
В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения.
Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они — о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал».
Мы за ценой не постоим
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут, И только мы плечом к плечу Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас — Звучит другой приказ, И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет, неутомим… И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот — Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это — И не поверится самим… А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Интересна история песни «Глобус». Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М. Светлов, были другими.
После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова. Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни.
И сейчас мы послушаем песню М. Светлова на слова М. Львовского.
ГЛОБУС
Я не знаю, где встретиться Нам придется с тобой. Глобус крутится, вертится, Словно шар голубой, И мелькают города и страны, Параллели и меридианы, Но таких еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету. Знаю, есть неизвестная Широта из широт, Где нас дружба чудесная Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело Каждый брался за большое дело, А места, в которых мы бывали, Люди в картах мира отмечали.
Кто бывал в экспедиции, Тот поет этот гимн, И его по традиции Мы считаем своим, Потому что мы народ бродячий, Потому что нам нельзя иначе, Потому что нам нельзя без песен, Потому что мир без песен тесен.
Я не знаю, где встретиться Нам придется с тобой. Глобус крутится, вертится, Словно шар голубой, И мелькают города и страны, Параллели и меридианы, Но таких еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету.
Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.
Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами разучим эту авторскую песню.
Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.)
ИТОГ УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?
.
Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:
— помощь в понимании человеческих ценностей,
— помощь в понимании единства человека и Мира,
— авторская песня очищает наши сердца,
— музыка авторской песни обогащает своей красотой,
— она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.
Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми.
Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни.
Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни:
«семь цветов радуги» .
Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация: героизм, гражданственность, Патриотизм, понятие «красного» цвета.
Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.
Понятие желтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.
Понятии «зеленого цвета, песня размышления, песня — картина, песня — разговор, романтика, ритм, вальс, художественно — музыкальный образ природы, элегия.
Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность.
Понятие синего цвета радуги, верность, благород-во драматизм неразделенной любви.
Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата. Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.
А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Изгиб гитары желтый», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом.
«Как здорово»
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь, Качнется купол неба Большой и звездноснежный, Как здорово что все мы здесь Сегодня собрались Как здорово что все мы здесь Сегодня собрались Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет, Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись, И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет, И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена как раны, на сердце запеклись, Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,
Учитель: Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
Конспект урока по музыке в 6 классе «Авторская песня — прошлое и настоящее»