Конспект урока по теме «Площади фигур»
Обучение решению геометрических задач
ГБОУ СПО «КПК» г. Константиновска Ростовской области
Ю. В. Алексей, преподаватель информатики и математики
Обобщение педагогического опыта, урок геометрии в 7 классе по теме «Решение задач по теме «Соотношения между углами и сторонами треугольника»
Современный этап жизни России можно охарактеризовать одним словом — инновации. Они имеют место во всех областях: политической, экономической, культурной. Образование не может не быть затронуто происходящими изменениями.
Постепенно изменялась парадигма школьного математического образования: от «Вся математика для всех» к «Математике для всех» и далее к «Математике для каждого».
Это привело к необходимости изменить статус контроля в образовательном процессе. Опыт убедил, что организация эффективного учебного процесса требует не отказа от контроля и оценки, а переосмысления их функций и роли. Поиск и осмысление новых способов контроля как стимулирования учебного труда учащихся привело нас к новым подходам его организации.
О правильности выбранного пути свидетельствует новая форма итоговой аттестации.
Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
Цель дидактического диагностирования — своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.
Диагностирование включает в себя проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития. При таком понимании оно становится действительно важнейшей составляющей системы контроля.
Опираясь на изложенные идеи, выстраиваем собственную систему диагностирования и контроля. Осуществляя системный контроль на всех этапах изучения темы, учитель составляет диагностическую карту, которая фиксирует истинный уровень знаний и умений, а также отображает динамику их качественных изменений.
Перед началом изучения каждой темы я составляю диагностическую карту, в которой отражаю основные требования, предъявляемые к учащимся по данной теме. Ниже представлен фрагмент диагностической карты по теме «Площади фигур», геометрия 8 класс. Заполнение диагностической карты идет на уроках, во время фронтального опроса, теоретической разминки, выполнения различного вида тестовых работ.
При условии, если ученик не готов сегодня ответить или его попытка была неудачной, он не наказывается неудовлетворительной оценкой, ему дается исправить положение на последующих уроках. Диагностическая карта должна быть заполнена к контрольной работе по данной теме.
Диагностическая карта по теме «Площади фигур»
«3» | «4» | «5» | Итоговая оценка | ||||||||||
Фамилия, | Свойства площадей | Знание основных формул | Решение простейших Геометрических задач | Теорема Пифагора | Решение одношаговых Задач по теореме Пифагора | Доказательство изученных теорем | Решение задач на вычисление с применением теоремы Пифагора | Решение нестандартных задач | Творческое задание | ||||
Вифлянцева Татьяна | ± | + | + | + | + | + | +++ | ++ | +++ | +++ | +++ | +± | ± + |
Ясыркин Михаил | ±± | ± | — ± | — ± | ± | ± ± | — ± ± | ± + | — ± ± + | — | — | — | — |
Дорофеева Юлия | + | + | + | + | ± + | + | +++ | +± | ++± | + ± | ±± | — | — |
— неудачная попытка ответа
— сформировано основное знание
— полное усвоение
В конце изучения каждой темы я выставляю итоговую оценку. Она складывается на основе трех основных оценок: оценка за контрольную работу, зачет и оценка по диагностической карте, поскольку именно диагностическая карта наиболее полно отражает реальный уровень подготовки каждого учащегося, степень его продвижения в учении, позволяет осуществить качественный анализ обученности. Оценка, выставляемая учащемуся за контрольную работу и являющаяся основным показателем обученности, не всегда является объективной.
Элемент стресса, присутствующий при написании контрольной работы, индивидуальные биологические особенности учащихся, психологические факторы иногда влияют на результат.
Конспект урока по теме «Площади фигур»