Конспект урока по технологии «Выполнение машинных швов» 5 класс
Технология 5 класс.
Тема урока: Выполнение машинных швов.
Цели:
Образовательная — обеспечить усвоение технологии выполнения накладного, настрачного и растрачного швов. Повторение соединительных швов, правил по ТБ при работе на швейной машине и электроутюгом. Закрепить терменалогию: стачать, настрочить, разутюжить, приутюжить, заутюжить.
Воспитательная — способствовать воспитанию самостоятельности, воли, веры в свои силы; прививать навыки культуры труда; правильной организации труда.
Развивающая — развитие позновательных способностей и интереса к учению, устранить излишнюю опеку, дать возможность учащимся при помощи графического изображения , последовательности изготовления швов самостоятельно достичь цели.
Методы проведения занятия:
Объяснительно — иллюстративный — рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация.
Репродуктивный — инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.
Индуктивный — от простого к сложному.
Межпредметные связи: русский язык — написание слов «накладной», «настрачной», «растрочной».
Материально — техническое оснащение урока: оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления; таблицы: «классификация швов», «швы с дефектами», альбом с машинными швами и т. д.
Ход урока:
Организационная часть.
Контроль посещаемости;
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
Повторение изученного материала.
Проверка знаний материала прошлого занятия по карточкам — заданиям.
Общие правила по ТБ, СГТ при работе на швейной машине.
Перечислить преимущества швейной машины с электрическим приводом.
Правила ТБ при работе с утюгом.
Изложение нового материала.
Сообщение познавательных сведений с одновременным повторением.
Какие соединительные швы вы знаете ? Показать образцы этих швов.
К соединительным швам относится еще и накладной, настрачной, расстрочной. Эти швы являются соединительными и отделочными одновременно .
Учащимся предлогается рассмотреть образцы накладного, настрачного и расстрочного швов. Определить, что между ними общего и в чем их различие. Учащимся предлагается пользоваться опорными схемами.
Уучащиеся делают вывод, что расстрочной шов выполняется тремя строчками, настрочной — двумя, накладной — одной.
Расстрочной шов применяется чаще всего при изготовлении мужкой одежды, реже женской . Накладной — для настрачивания отделочных деталей . Настрочной — для закрепления односторонних складок.
Вводный инструктаж.
Демонстрация.
Показ трудовых приемов.
Правила по ТБ при работе с утюгом, при работе на швейной машине с ручным и электрическим приводом. Чтобы работа была выполнена качественно, пользуйтесь опорными схемами и чередуйте машинные работы с утюжильными при выполнении настрочного и расстрочного швов, иначе могут получиться складки, что является браком в работе. Осуществляйте само — и взаимоконтроль: строчки должны быть ровными, ширина шва — одинаковой по всей длине, стачивание производиться нитками как в цвет ткани, так и контрастными по цвету, отделочными; в начале и в конце строчки выполняется закрепка, ширина швов настрочного — 0,7 — 0,8 и расстрочного — 0,5 см от строчки стачивания в готовом виде.
На демонстрационном столе раскладываются накладные, настрочные и рассстрочные швы с дефектами. Учащиеся их рассматривают, сравнивают и делают вывод о типичных ошибках, которые могут быть допущены в работе по невнимательности, небрежности, при нарушении технологических требований. Работа будет выполнена качественно и быстро, если учащиеся будут сосредоточенны, вовремя будут обращаться к опорной схеме, образцам, помнить технологические требования, соблюдать правила и приемы работы.
Демонстрация приемов работы и выполнения тренировочных упражнений.
Учащиеся получают детали для выполнения накладного шва в 4 вариантах. Опираясь на схему, они накладывают детали одна на другую в соответствии с технологическими требованиями. Выполненную работу размещают на фланелеграфе. Тренировочные упражнения по складыванию деталей для настрочного и расстрочного швов выполняют на своих столах.
Мелом намечают местоположения строчки.
Самостоятельная работа — 30 мин. Практическая работа.
Текущий инструктаж — целевые обходы:
1-й обход — проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил безопасности труда;
2 — й обход — проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций;
3 — й обход — проверить завершающий этап работы и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
«Выполнение образцов машинных швов: накладного, настрочного и расстрочного».
Учащиеся получают инструктивную карту «Последовательность изготовления образцов швов», лоскут, ножницы, иглы, нитки, наперстки и приступают к работе . Во время работы учитель следит за организацией работы, навыками культуры труда, соблюдением правил ТБ, за выполнением приемов закрепления строчки обратным ходом машины.
Готовые образцы учащихся приклеивают в альбомы. Во время работы при возникновении неполадок в машине учащиеся сами их устраняют.
Заключительный инструктаж. .
Анализ характерных ошибок и их причин.
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.
Конспект урока по технологии «Выполнение машинных швов» 5 класс