Конспект урока русского языка на тему «Риторика»
Конспект урока русского языка на тему «Риторика»
Москва 2015 г.
Конспект занятия по Риторике.
Занятие разработано и проведено : Крутовой Юлией Юрьевной,
Учителем начальных классов ГОУ СОШ №152 г. Москвы.
Класс : группа учащихся дошкольной подготовки
Тема : Расскажи сказку.
Образовательные цели : обобщить знания учащихся о русских народных сказках, продолжить работу по формированию умений пересказывать русские народные сказки полно, последовательно, выразительно.
Развивающие цели : способствовать развитию познавательной и регулирующей функции речи; развитию мыслительных операций; развивать голос, общую моторику и координацию речи с движением.
Воспитательные цели: продолжить работу по формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, воспитывать умения работать в коллективе.
Методы работы : словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Целесообразное использование средств наглядности: — декорации — Книга Сказок, дом-Теремок;
— слайды — иллюстрации к сказкам. Для фронтальной работы;
— игра — лото «Сказки», кубики «Собери сказку», для работы детей в группах;
— шапочки героев сказки «Теремок», для игры — драматизации.
Предварительная работа: На занятиях по риторике систематически велась работа по пересказу русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Лиса, заяц и петух». Рассматривались иллюстрации к сказкам, особое внимание уделялось работе над диалогами; над интонированием речи разных персонажей сказок. Проводились упражнения «собери сказку», «расскажи сказку», «отгадай сказку», игры-драматизации с использованием плоскостных и объемных фигурок персонажей, изучаемых русских народных сказок.
Важным этапом в этой работе является оценка работы детей. Все это позволило вовлечь детей в активную работу.
Содержание занятия:
ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
1.Актуализация знаний | Слайд 1 | Ребята, мы вместе с Риториком сегодня отправимся в путешествие по сказкам. | Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта | |
А) Работа с чистоговор Кой | Скажем хором: Ра-ра-ра — отправляться нам пора. Ны-ны-ны — нам преграды не страшны. | Повторяют, четко проговаривая все звуки | ||
Б) Беседа В) Работа с чистоговоркой | Слайд 2 | Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес стране — Сказке! А вот и ее первый житель. Ребята, кто это? Почему он грустный, как вы думаете? Поможем зайчику? Назовите русские народные сказки, где зайчик один из главных героев? Докажите? Молодцы! Идем дальше… Стоп! Разбойники нас не пускают дальше! Давайте их попросим? Скажем хором: Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры, Ти-ти-ти — разрешите нам пройти. | Ребята называют сказки, доказывая ответ. Повторяют чистоговорку вслух | Коммуникативные действия: . Сотрудничество в поиске и сборе информации. |
2.Речевая ситуация Игра-лото «Расскажи сказку» Физкультминутка Игра «Собери сказку» Физкультми- Нутка Игра-драматизация | Слайд 3 | Ребята, разбойники просят вас рассказать им сказку. Расскажем? Учащиеся делятся на группы, сидят лицом друг к другу. Ребята, вам нужно рассказать и сложить сказку. Учитель слушает, отмечает положительные моменты, хвалит, поощряет учащихся. Ребята, непростое это задание. Отдохнем? Идем дальше? А впереди, смотрите: нашу тропинку перекрыли «камни». -Чтобы дальше нам идти, надо «камни» отнести… Внимание! Задание: Расположите «камни»-кубики так, чтобы сказка стала понятной. Отправляемся дальше… Смотрите, что там впереди? Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок, Он не близок, не далек, Вот какой наш теремок! Ребята, представим, что мы в театре. Актеры готовятся. А вы зрители. Кого мы называем зрителем? Как должны вести себя зрители? Как они благодарят актеров? Внимание! Актеры сказочного театра представляют сказку «Теремок» Молодцы! | Разделились на группы. Выкладывают маленькие карточки в ряд. Решают, кто делает первый ход. Первый участник выбирает карточку начала сказки, рассказывает свой отрывок и передает ход другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока сказка не будет рассказана. Рассматривают. Замечают, что на каждом «камне» — кубике отрывок сказки «Колобок» Учащиеся по очереди берут кубики, рассказывают каждый свой отрывок, таким образом выстраивают последовательность сказки «Колобок» Проговаривают, сопровождая слова движениями. Дети «актеры» Надевают шапочки с изображением героя сказки. Инсценировка сказки «Теремок» | Коммуникативные действия: Взаимодействия и кооперация. Ориентация на партера по деятельности. Осуществление совместной деятельности Взаимодействие. Организация совместного действия: — распределение действий — обмен способом действия -общение -планирование -рефлексия Кооперация. Сотрудничество. Согласование усилий по достижению общей цели, организация и осуществление совместной деятельности. Ориентация на партнера по деятельности |
Слайд 4 | Пора нам с вами возвращаться. Риторик помоги нам. Скажем хором: Раз, два, три, Нас домой ты приведи! Расскажите, какие задания вам понравились? Что было интересного? В каких сказках вы побывали? Что самое главное в русских народных сказках? А какими словами заканчиваются сказки? Покажите карточками, какое у вас настроение? |
Конспект урока русского языка на тему «Риторика»