Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»
Конспект урока русского языка на тему
«Звуковой анализ слова «мука»
Подготовила воспитатель
Соколова Наталия Викторовна
П. Таежный
2015 год
Программное содержание: продолжать обучение звуковому анализу слова, умение различать гласные твердые и мягкие согласные звуки. Учить вычленять словесные ударения и определять его место в слове. Познакомить со словоразличительной роли ударения, продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Материал: шкатулка, посылка, письмо, фишки , замки для шкатулки, ключи, карточки для звукового анализа слова, сюрприз .
Ход.
Воспитатель. Ребята! К нам пришла посылка!
Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте ее распечатаем и узнаем, что там внутри.
Воспитатель. Шкатулка-то не простоя! С четырьмя замками!
Давайте прочитаем письмо.
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ.
Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи.
Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже.
Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель. Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в шкатулке?
Будем искать ключи?
Дети. Да, будем искать. Конечно, надо найти ключи и открыть шкатулку.
Воспитатель. А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чем идет речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеется тоже.
Дети. Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Воспитатель. А ключ непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея!
Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель. Помощники Деда Грамотея принесли для вас фишки разного цвета: красные, синие, зеленые и черные. Что же это за фишки, что они обозначают?
Дети. Звуки
Воспитатель. А какие бывают звуки? Назовите несколько звуков.
Дети. Гласные и согласные.
Воспитатель. Какие бывают согласные?
Дети. Твердые и мягкие.
Воспитатель. Какие бывают гласные?
Дети. Ударные и безударные.
Воспитатель. Какой фишкой обозначается ударение?
Дети. Черной. Фишкой черного цвета.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель. Слушайте следующую подсказку, где искать следующий ключ.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети. Книга! Ключ будем искать в книжном уголке.
.
Задание №2.
Воспитатель. Задание такое: поиграть в игру » Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи.
Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная…
Дети. .
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь…
Дети.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…
Дети.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень…
Дети. .
Где обедал воробей?
В зоопарке у…
Дети.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
Дети.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему…
Дети:
Воспитатель. Трудно? Устали?
Вы очень старались! Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети. Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физкультурная минутка.
Буратино потянулся
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик видно не шел, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.
Воспитатель. Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
Что за чудо — кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Все сначала начинаю.
Дети. Строительные кирпичики.
Задание №3.
Звуковой анализ слова «мука».
Воспитатель. Сколько звуков в слове «мука»?
Дети. В слове «мука» 4 звука.
Воспитатель. Какие гласные звуки в слове мука? Назовите первый гласный звук в слове «мука».
Назовите второй гласный звук.
Дети. Звуки «у», «а».
Воспитатель. Сколько слогов в слове «мука»?
Дети. 2 слога.
Воспитатель. Назовите первый слог.
Дети. » Му».
Воспитатель. Назовите второй слог.
Дети. «КА».
Воспитатель. Послушайте, как я скажу слово, чтобы вы в нем услышали ударный гласный звук — «мукаа». Кто скажет это слово так же, чтобы мы услышали ударный гласный звук?
Дети. «Мукаа», ударный гласный .
Воспитатель. Какую фишку поставим над ударным гласным звуком?
Дети. Черную.
Воспитатель. Затем переставлю черную фишку на звук и предложу прочитать с новым ударением. Муука. Что получилось с новым ударением.
Какое слово?
Дети. «Муука».
Воспитатель. Да, получилось слово мука. Так говорят, когда кто-нибудь мучается. Вот, например, послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука —
Поварам наука.
Воспитатель. Да, дети, от смены ударения в слове получилось новое слово. Ударение также помогает нам различать слова.
Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель. Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети. Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
Задание №4.
Воспитатель. Правильно! И следующее задание игра «Назови слова».
Цель: учить придумывать и подбирать слова с заданным звуком. Дети называют слова с мягким звуком «н» , затем с твердым звуком .
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» в замок. Шкатулка открывается.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети. Это Золотые монетки!
Воспитатель. Можно и поиграть с монетками, можно и чай попить! Спасибо, Деду Грамотею!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
Дети. Очень понравилось. Занятие очень интересное.
Воспитатель. Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Дети. Понравилось отгадывать загадки. Договаривать слова в стихотворениях.
Разбирать слово, искать ключи. Открывать шкатулку.
Воспитатель. Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Литература.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду/ Л. Е Журова, Н. С. Варенцова, Н. С. Стражинская. — Минск: «Асвета», 1992.
Материалы Интернет-сайтов.
Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука»