Конспект урока русского языка «Путешествие за сокровищами»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад №46»
Забайкальского края
Конспект урока русского языка
«Путешествие за сокровищами»
Подготовила
Учитель-логопед
Хомякова Светлана Николаевна
Г. Чита
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: мольберт с картой, игрушка — Лунтик, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал… давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов — картинок.
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле.
Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом
Развитие зрительного внимания
Логопед: Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?
Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это.
Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.
Логопед: «1,2,3 — наш корабль вперед плыви!»
3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах?
Лодка плыла по волнам.
Логопед : Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук?
Дети: Согласный, потому что есть преграда — язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к Озеру Перемен.
Задание на развитие фонематического восприятия
— Игра «Добавь звук»
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:
Сон — слон, газ — глаз, пот — плот, бок — блок, сух — слух, пан — план, кок — клок, сова — слова, куб — клуб.
Логопед: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки — то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук Л?
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква?
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем На Равнину Цветов.
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
— Игра «Собери цветы».
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая — цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда — звук Л в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
— Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень — ….
Летом погода жаркая, а зимой — ….
Горчица горькая, а сахар — …
Суп горячий, а компот — …
Заяц трусливый, а лев — ….
Дедушка старый, а внук — …
Волк летом сытый, а зимой…
Асфальт шершавый, а камень…
Лужа мелкая, а река…
Волшебница добрая, а колдунья… .
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».
5. Остров Физминутки
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. . Дети читают слоги.
6. Остров Слов
Звуковой анализ слова.
— Посмотрите-ка ребята, что это здесь. А что-то оно грустное.
— Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось?
— Давайте разделим это слово на слоги
— Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? .
— Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. .
— Дети дают характеристику звукам.
Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким?
7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».
Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
Большие пальцы вверх Кисти рук «домиком» Поочередно называемые пальцы соединяются с большим. Пальцы в кулак, выставив мизинец. Кулаки стучат. Ритмичное сжатие кисти в кулак. |
Развитие графомоторных навыков
— Игра «Рыболов»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.
Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали?
Логопед: А чем буква отличается от звука?
III. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок?
Нам нужен ключ.
Лунтик: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.
— Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
— Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
— Ребята, вам понравилось путешествовать?
— С каким звуком и буквой мы познакомились?
— Где мы с вами побывали?
— Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Конспект урока русского языка «Путешествие за сокровищами»