Конспект урока русского языка «ЗИМА»
Бюджетное учреждение Ханты — Мансийского автономного округа — Югры » Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект урока русского языка
«ЗИМА»
Макшакова Наталья Дмитриевна,
Учитель-дефектолог
Г. УРАЙ 2015
Программное содержание :
Закрепить представления об основных признаках зимы;
Упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
Формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе,
Закреплять правильное спряжение существительных в родительном падеже,
Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением,
Развивать координацию движений с речью,
Развивать мелкую моторику рук,
Закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш
Развивать мышление, внимание и память.
Оборудование : опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведерке, снежки на тарелочке; шишки, пушистики или перышки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, фланелеграф с изображением леса без учета времени года, предметные картинки на фланели ; схема рассказа по теме «Зима», картина на сравнение «Два снеговика». ДВД диск «Уроки тетушки совы — Времена года», аудио запись вьюги, СД диск «Пальчиковая гимнастика»..
Речевой материал :
Снег — Белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и Т. д.
Зима — Морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
Снежинки — …
Кого можно увидеть в зимнем лесу? — …
Снегопад, вьюга, сугроб.
Ход занятия
Организационный момент. Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите?
Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
Медвежонок: » Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?»
Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?
Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД «Уроки тетушки совы» Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай.
— Какое время года на экране?
— Как вы догадались? Дети называют, что увидели
— Зима какая? Выставляю опорную схему
4. Пальчиковая гимнастика:
Медвежонок спрашивает: А что такое снег?
Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег?
Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Давайте согреем свои пальчики дыханием
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрем их .
Шишки в руки мы возьмем
Наши ручки разотрем
Медвежонок — Мишка,
Тоже бери шишку!
В руки перышки возьмем
И тихонько проведем
.
Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики
Зачерпнем снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? Выставляю опорную схему — Белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый
5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки — …
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Падают бумажные снежинки на разнос
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.
Проговариваем вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».
Стонут березы М-м-м-м-м-м».
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.
Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? Посмотрите, на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску.
Сколько снежинок, столько отличий.
Физминутка «Поиграем в снежки»
Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков
Давайте и мы поиграем в снежки.
Диск с пальчиковой гимнастикой «Поиграем в снежки»
7. СОБИРАЕМ КАРТИНУ:
Слышите, кто-то плачет? Отгадайте загадку, кто это?
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык.
Зайка по полянке скачет,
Зайка стонет, зайка плачет
И не знает, где же спрятаться ему?
Ребята, почему?
Что для этого нужно:
Какая зимняя картина получилась! Да, и заяц больше не плачет.
8. Спряжение существительных в родительном падеже.
Ребята, а кого можно встретить в зимнем лесу?
9. Рассказ о зиме
Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о ее приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли.
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер.
Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло.
Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам.
А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.
Ребята, а разве можно их есть? Почему?
Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т. д.
И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам еще.
Конспект урока русского языка «ЗИМА»