Консультации к сочинениям
Несколько слов в завершение цикла наших консультаций.
Мы уже писали о том странном недовольстве, которое высказывалось иными учителями по поводу слишком позднего, по их мнению, обнародования экзаменационных тем. В отличие от таких педагогов, волей-неволей сводящих все обучение лишь к достижению результата на экзамене, наше сожаление по поводу позднего получения комплектов тем связано только с возникшими затруднениями в их подробном анализе. Как видят читатели, некоторые комплекты нам по определенным причинам не удалось рассмотреть вовсе.
А вот комплект № 20 выпал для консультаций сразу двум нашим авторам — известным педагогам, и мы решили напечатать оба разбора. И то сказать: многие темы сходны, и в «пропущенных» комплектах для тех, кто поработает с имеющимися консультациями, не окажется особых каверз.
Наши постоянные читатели, разумеется, заметили, за годы своего существования «Литература» дала материалы по абсолютному большинству, если не по всем темам сочинения-2003. Отыскать их очень просто: каждый год в № 48 мы публикуем сводное содержание напечатанного в газете, а отдельные номера прошлых лет можно приобрести в редакции или выписать по почте.
Например, по комплекту № 19 материалы можно найти в следующих номерах:
1. № 30, 32, 45 , № 5, 23 ;
2. № 7, 34 , № 12, 36 ;
3. № 14 , № 9 , № 12 , № 9 ;
4. № 26 , № 27-28 .
По комплекту № 35:
1. № 29 ;
2. № 4 , № 9 , № 19, 39 , № 21, 42, 46 ;
3. № 23-24 , № 25-26 ;
4. № 30, 32, 45 , № 5, 23 .
По комплекту № 40:
1. № 35 , № 40 ;
2. № 23-24 , № 25-26 ;
3. № 5 , № 12 , № 2, 20 , № 16 ;
4. № 17 …
Довольно примеров. Как видите, нам есть что предложить в помощь выпускникам и их наставникам. Хотим только остеречь всех от повторения трагикомического случая, произошедшего не очень давно в одной из инстанций, утверждающих так называемые медальные Сочинения. Здесь сошлись две работы, поступившие из разных школ.
Обе были безупречны… Однако одна слово в слово воспроизводила другую. В нашу эпоху академиков-экстрасенсов и финансового телекинеза случается всякое, но здесь тайна обернулась сугубо материалистической причиной: детишки прилежно списали свои сочинения со статьи в нашей газете!
Мы, разумеется, порадовались такой независимой экспертной оценке труда одного из авторов «Литературы», но вместе с тем и пожалели о слишком прямолинейном понимании целей нашей газеты.
К слову: читатели отметят ограниченность наших рекомендаций по «цитатным темам». Но это сделано не потому, что нам нечего посоветовать, просто мы по-прежнему убеждены: Накормить И Разжевать — совсем не одно и то же. Обращающийся к «цитатной теме» волей-неволей должен начинать с ее, цитаты, преодоления, с установления взаимоотношений, согласных или конфликтных, с контекстом, в котором цитируемая фраза первоначально возникла.
А это требует самостоятельной силы.
Так или иначе, вся молодая Россия вновь пишет сочинение, и само осознание происходящего вселяет надежду на будущую жизнь этой проверенной, традиционной формы письменного экзамена. Ну, а пределов совершенствованию нет, и «Литература» льстит себя надеждою и впредь принимать посильное участие в развитии отечественного просвещения.
Консультации к сочинениям