«Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
В основу созданной в 1606 году трагедии «Король Лир» лег заимствованный сюжет. Главной «опорой» для пьесы явилась «История бриттов» — историческая хроника XII века, Г. Монмутского, в которой рассказывалось о некоем короле Леире, после шестидесяти лет управления страной решившем разделить свое государство между тремя дочерьми — Гонорильей, Регау и Кордейлой. Как и в пьесе Шекспира, героини исторической хроники должны были убедить отца в силе своих чувств, но их ответы не оказали разрушающего воздействия на рассудок короля, дав ему возможность признать свои ошибки и правоту младшей дочери.
История ослепления Глостера, ставшая второй сюжетной линии трагедии, берет свое начало в романе Ф. Сидни «Аркадия», где приводится рассказ о короле Пафлагонии, лишенным зрения своим незаконнорожденным сыном Плексиртусом и поддержанным в нищих скитаниях когда-то обиженным сыном Леонатусом.
Две сюжетные линии, идущие параллельно друг другу, позволили Шекспиру подчеркнуть общность Основной рассматриваемой проблемы — человеческого характера, поставленного в непростые условия проверки на благородство. Камнем преткновения для всех героев трагедии становится власть и богатство, выражающиеся в отцовском наследстве .
Первый раунд борьбы за наследство начинается с подачи короля Лира и носит вид невинной забавы — признаний дочерей в любви к отцу. Гонерилья и Регана сразу же включаются в игру, условия которой им близки и понятны в силу их низких и подлых характеров. Девушки без зазрения совести лгут королю Лиру взамен на лучшие куски Британии. Младшая дочь — Корделия — единственная решается сказать правду: что она любит отца ровно так, как это может делать дочь, выходящая замуж, обязанная часть своих чувств перенести с одного близкого человека на другого. Присущая королю Лиру гордость не дает ему смириться с честным ответом когда-то самой любимой дочери, и он не просто лишает ее наследства, но и отрекается от нее.
Вставший на защиту Корделии граф Кент под страхом смерти изгоняется из королевства.
Получившие власть Гонерилья и Регана не чувствуют всей ее полноты и, видя, как отец поступил с Корделией, опасаются его сумасбродных и жестоких будущих желаний. Они решают лишить короля Лира свиты, ослабив тем самым его теоретическую власть. Чем больше отец сопротивляется планам дочерей, тем сильнее это распаляет их злость против высокородного родителя. В конечном итоге Гонерилья и Регана не просто выгоняют отца со своих земель , но и строят планы по его уничтожению.
Свою жестокость сестры оправдывают государственным долгом, заставляющим их идти войной против вторгшихся на территорию Британии французов — новых подданных Корделии, взятой в жены королем Франции.
Истинный характер Гонерильи и Реганы проявляется в поступках частного характера: Гонерилья при живом муже обручается с возведенным в ранг графа Глостера Эдмондом, просит последнего устранить сочувствующего королю Лиру супруга и сама без каких-либо моральных угрызений совести отравляет сестру; Регана проявляет жестокость по отношению к пленникам , убивает слугу, поднявшего меч на защиту последнего. Супруг Реганы — герцог Корнуэльский — под стать своей жене: только он еще более кровожаден, поскольку голыми руками вырывает глаза у человека, предоставившего ему стол и кров.
Незаконнорожденный сын графа Глостера — Эдмонд представляет собой классический тип злодея, приходящего к раскаянию только на смертном одре. С самого начала герой стремится к упрочнению своего незавидного положения в обществе: он ссорит отца с Эдгаром, выставляя последнего подлым убийцей; предает графа Глостера в руки герцога Корнуэльского взамен на титул; плетет интриги против герцога Альбанского; обещает свою любовь как Гонерилье, так и Регане; отдает приказ умертвить Корделию и выставить дело так, словно она сама наложила на себя руки. Цепочка преступлений Эдмонда начинается с подачи все того же короля Лира, посеявшего в душе героя сомнения насчет трезвости рассудка людей старшего поколения.
Безрассудный в силу своего естественного характера король Лир по-настоящему теряет разум под воздействием свалившихся на него несчастий. Верный шут, сопровождающий благородного страдальца в его скитаниях по Британии, мудро замечает, что тот, кто поступает так, как его хозяин, явно не дружит с головой. Если продолжать линию рассуждений скомороха, то можно сказать, что король Лир мало что потерял в плане трезвости рассудка, прояснение которого наступило фактически перед смертью, освободившей убитого горем человека от дальнейших земных мучений.
Безумный король Лир в трагедии Шекспира в какой-то момент уподобляется шуту, но не в сумасшествии, а правдивости высказываемых изречений. К примеру, ослепленному графу Глостеру именно он говорит одну из самых мудрых мыслей пьесы: «Чудак! Чтобы видеть ход вещей на свете, не надо глаз».
Король Лир умирает от горя; идущий параллельно ему в своих несчастьях граф Глостер — от радости, при обретении сына Эдгара. Жизнь уходит из отцов естественным путем. Отрицательные персонажи пьесы заканчивают свой земной путь насильственно: герцога Корнуэльского убивает слуга, Регану — сестра, Эдмонда — Эдгар, Гонерилью — сама Гонерилья.
Корделия лишается жизни по приказу Эдмонда и не спасается Шекспиром в силу того, что ее роль в этой жизненной драме — поставить финальную точку в понимании королем Лиром сути происходящего.
Второстепенные персонажи пьесы — слуги, придворные, графы рисуются Шекспиром как верные подданные короля Лира, готовые служить своему повелителю даже под страхом смерти. Графа Кента, к примеру, не останавливает гнев его повелителя, которого он считает неправым по отношению к Корделии и именно поэтому готовым поддерживать, чтобы подстраховать от окончательного жизненного падения. Супруг старшей дочери короля Лира — герцог Альбанский представляет собой тип благородного, но слишком мягкого по характеру правителя, приобретающего необходимую твердость ровно в той же ситуации, что и главный герой, — когда злодейства становятся слишком очевидными для того, чтобы их не замечать.
«Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира