Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку «Части речи» 4 класс
Коррекционно-развивающее занятие, 4 класс Автор: Елизарова Мария Алексеевна
Место работы: Учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: Коррекционно-развивающее занятие
Класс: 4 в
Тема: «Части речи»
Цель занятия: Развитие умения различать части речи, посредством выполнения индивидуальных и фронтальных заданий.
Задачи:
1) Коррекция знаний о частях речи, их особенностях;
2) развитие мыслительных операции: анализ, синтез, обобщение; развитие познавательной сферы учащихся: долговременной памяти, сосредоточенности внимания; развитие речи учащихся;
3) Профилактика допуска ошибок в письменной и устной речи
Ход занятия.
1. Организационный этап.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас интересное занятие.
2. Мотивационный этап.
— На нашем сегодняшнем занятии мы будем выполнять задания и упражнения, с помощью которых мы повторим знания по русскому языку. Послушайте стихотворения и скажите, о какой части речи идет речь:
Имя существительное
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называй,
По вопросам узнавай.
Имя прилагательное
В чем предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Теплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Глагол
Любит ДЕЙСТВИЯ он:
Встал, умылся и пошел.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
3. Основной этап.
3.1. Ориентационный этап.
Фронтальная форма выполнения
— Итак, вот первое задание, которые мы будем выполнять все вместе. Вставьте в скобки слог из трех букв, и вы прочитаете по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе — начинаться с него.
— Кто знает ответ — поднимаем руку.
Пример: ты ртира — ты ртира.
Ус ота
До итель
Ко гарин
Вз чик
Ли ета
За опад
Кара ная
Тун кон
Ка кА
Бели мя
Ус ота До итель
Ко гарин Вз чик
Ли ета За опад
Кара ная Тун кон
Ка кА Бели мя
— Какие бывают имена существительные? .
— Давайте попробуем разделить полученные слова на две группы: одушевленные и неодушевленные существительные.
— Молодцы ребята. Вы успешно справились с первым непростым заданием, а также мы повторили знания об имени существительном. Переходим к другому заданию.
Индивидуальная форма выполнения
— Следующее задание. Перед вами на карточках наборы букв. Составьте из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы.
Слова могут быть только существительными.
Кибку —
Лвосыо —
Таислв —
Кытав —
Набкло —
Фенотел —
Прокода —
Нокефат —
.
— Молодцы. Вы показали свою сообразительность, выполняя это задание.
— Ребята, скажите мне какую часть речи, мы называем прилагательным?
— Подберите к данным словам-ответам прилагательные .
— Определите род выбранного вами существительного?
— Мы прослушали ваши ответы. Скажите, чем же отличаются ваши имена прилагательные? .
— Почему же изменились прилагательные?
— Какая часть речи помогла вам определить род прилагательного? .
— Итак, можно сделать вывод, что имена прилагательные изменяются по родам в зависимости от имени существительного.
Фронтальная форма выполнения
— Переходим к следующему заданию. Прочитайте про себя выражения, которые вы видите. Ответьте на вопрос: как можно назвать такие выражения?
— Итак, замените выражения одним глаголом.
— Перед выполнением задания давайте вспомним, а что же такое глагол?
Путаться под ногами —
Пропустить мимо ушей —
Водить за нос —
Прикусить язык —
Тянуть кота за хвост —
Витать в облаках —
Падать с ног —
Брать на карандаш —
.
— Молодцы ребята. Я увидела, что вы очень хорошо знаете устойчивые выражения.
— Ребята, а что такое словосочетание? А какие бывают словосочетания?
— Составьте с одним из глаголов словосочетание?
— Мы повторили знания о глаголе как части речи и о словосочетаниях. Вы показали, что вы быстро и верно умеете составлять словосочетания.
Индивидуальная форма выполнения.
— Следующее задание. Перед вами смысловые ряды. Вам нужно их проанализировать и вписать вместо пропусков необходимые слова.
Инженер — чертеж, Художник —
Ботинок — шнурок, пальто —
Египет — Африка, Канада —
Дело — олед, сено —
Рука — туловище, ухо —
Помидор — огород, яблоко —
— молодцы ребята вы успешно справились с заданием. Проявив свою внимательность и находчивость.
— Ребята, скажите мне, а что такое предложение?
— Составьте с одним из полученных слов предложение
— Мы с вами повторили, что такое предложение и потренировались в их составлении. Переходим к следующему заданию.
3.2. Реконструктивный этап.
Фронтальная форма выполнения
— Внимательно посмотрите на слайд. Какую часть речи вы видите?
— Что такое прилагательное?
— Ваше задание: определить слово, для которого подходят следующие прилагательные. Почему?
Кухонный, разделочный, перочинный —
Резиновая, боксерская, спелая —
Березовый, яблочный, желудочный —
Куликовская, Бородинская, Сталинградская —
Яблоневый, персиковый, загородный —
Низкий, высокий, хриплый —
Длинная, дальняя, асфальтированная —
Смородиновое, сладкое, яблочное —
.
— Молодцы. Выполняя такое задание мы повторили знания о имени прилагательном и вы показали как вы умеете подбирать слова по смыслу.
3.3. Закрепляющий этап.
Фронтальная форма выполнения
— А теперь мы займемся «грамматической арифметикой». Как вы думаете, что это?
— Сейчас вы это узнаете, выполняя задание. Итак, вам нужно «решить примеры» и вы получите новые слова.
Кабан — ан + лук =
Ква + рак — ак + тира =
Кот + елка — ка =
Кар + то + фельджер — дшер =
Кар + согласный п =
Кар + знак препинания +
Ежи — и + е + вилка
Часть — ь + ушко — о + а =
Черный — ый + о + слива — а =
.
— Ребята, а какой частью речи являются полученные ответы? Почему?
— Молодцы. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное и прекрасно решаете «грамматические примеры».
— Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшой текст. А вы определите, что это за текст?
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль.
В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
— А как вы поняли, что это рассказ?
Индивидуальная форма выполнения
— Итак, в следующем заданий вам нужно вставить пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Осень».
Настало _______________ Утро. Светит ________ солнце. По низкому _________ плывут ___________. ___________ сильный ветер __________ разноцветные листья.
Наступает __________________ пора _____________.
— Зачитайте свои рассказы.
— Сосчитайте, сколько прилагательных в вашем рассказе?
— У кого в рассказе используется множество имен прилагательных, у тех рассказы получились красочными, насыщенными, красивыми. Молодцы ребята. Мы повторили с вами знания о рассказе, о его особенностях, попробовали дополнить тексты.
4. Итоговый этап.
— Какие части речи мы повторили на сегодняшнем занятии?
— Какое задание вам удалось выполнить лучше всего?
— В каком задании возникли сложности?
— Спасибо за урок!!!
Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку «Части речи» 4 класс