«Красавица» анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение «Красавица» было написано в 1832 году в альбом 25-летней графине Елене Михайловне Завадовской, первой красавице Петербурга. Стихотворение было напечатано в журнале «Библиотека для чтения».
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Красавица» — это философское размышление о красоте женщины. Лирический герой не влюблен в нее, не знает ее души, внутреннего мира. Он описывает красавицу, ее круг и ее место в нем, а также то впечатление, которое она производит на других людей.
Реалист Пушкин намеренно не показывает развитие образа, потому что ему не хватает для этого материала. Зато он поэтапно анализирует влияние красоты на личность: смущение, остановка, благоговение.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение делится на два восьмистишья. Каждое восьмистишье представляет собой одно предложение. Первое описывает гармоничную и торжественную красоту.
Автор выделяет героиню среди остальных светских красавиц, чья красота бледнеет перед ней.
Второе предложение о встрече случайного человека с красавицей. Эта встреча побуждает подумать о гармонии, о Творце и благоговеть «перед святыней красоты». Красота как эстетическая категория возводится в ранг божественной.
Для обобщения философской мысли Пушкин пользуется местоимением ты, которое имеет в стихотворении значение всякий, каждый.
Автор не описывает внешность красавицы. Он не перечисляет достоинств, пользуясь вместо этого емким местоимением «все»: «Все в ней гармония».
Необычность образа красавицы в том, что лирический герой не влюблен в нее и даже не сообщает, в чем эта красота состоит. Он не описывает то, что обычно прекрасно в женщине: глаза, губы, волосы, плечи, руки, фигуру. Может быть, светская дама хороша благодаря внутренней, душевной красоте? Но и душевных качеств, достоинств Пушкин не находит, кроме одной добродетели — скромности: «Она покоится стыдливо».
Истинная красота обязательно скромна. Скромность — главное достоинство женщины пушкинской эпохи.
Еще одно качество красавицы — неторопливость, отсутствие поспешности. Она не опускается до мирской суеты, страстей и беспорядочных движений. Она несет себя торжественно.
Глаголам, обозначающим плавные движения красавицы, противопоставлен глагол поспешать, который означает состояние обычного человека. Красота останавливает, возвышает. В этом ее божественная природа.
Тема стихотворения — гармония женской красоты.
Основная мысль: истинная красота божественна, поэтому, она всегда побуждает остановиться и полюбоваться, обратить глаза к Всевышнему, наблюдая Его творение.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Каждое предложение состоит из двух строф.
В первой рифмовка перекрестная, во второй — кольцевая.
Тропы и образы
Красота женщины названа торжественной. Этот эпитет дает четкое представление о данной красавице. Ее красота возвышает, заставляет любоваться. Но в то же время такая красота возвышается сама. Метафора «все выше мира и страстей» поднимает красавицу на недосягаемую высоту, делает ее почти богиней.
Но у красоты есть и другая сторона: красавица отделена от общества, а значит, одинока: «Ей нет соперниц, нет подруг». Метафора «бледный круг наших красавиц» очень емкая. Это и меркнущее перед истинной красотой общество светских красавиц, и бледность не видящих солнца петербургских девушек, которая считалась эталонной. Возвышая единственную красавицу, Пушкин принижает красоту остальных, невольно обижая их.
Этого требовала традиция альбомных стихотворений.
Во второй части только один эпитет: сокровенное мечтанье. Даже это мечтанье, которое питает в сердце человек , даже любовь к другой женщине не мешают мужчине благоговеть перед святыней красоты. Слова благоговеть и святыня уже не просто делают конкретную красавицу подобной богине, а эстетическое понятие красоты ставят в один ряд со святынями.
Стихотворение раскрывает талант Пушкина как истинного гения, который даже в традиционном альбомном стихотворении, написанном, по-видимому, случайной знакомой, сделал тему стихотворения — женскую красоту — предметом философских рассуждений и обобщений.
«Красавица» анализ стихотворения Александра Пушкина